Литературная жизнь

Стартовал Всероссийский конкурс "Самый читающий регион" – 2018

14.04.2018

Всероссийский конкурс "Самый читающий регион" приглашает субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения и автономные округа.

Всероссийский конкурс «Самый читающий регион» проводится Российским книжным союзом при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям среди субъектов Федерации на звание «Литературный флагман России», призван оценить и поощрить вклад регионов в развитие литературы в культурном пространстве страны, их усилия по повышению доступности чтения для наших граждан.

Начало этому ежегодному конкурсу было положено в рамках Года литературы в России. Почетного звания «Литературный флагман России» были удостоены Ульяновская область (2015), Воронежская область (2016). и Санкт-Петербург (2017).

Победитель конкурса будет удостоен статуса «Литературный флагман России» и памятной статуэтки — летящего по волнам бронзового кораблика-книги. Еще три региона, показавшие наилучшие результаты, получат поощрительные дипломы. Торжественная церемония награждения состоится в конце этого года в рамках одного из крупнейших культурных событий страны.  

Сроки проведения конкурса — 12.04.2018 – 02.12.2018 г.

Сбор конкурсных заявок заканчивается не позднее 17 сентября 2018 г. (для почтовых отправлений — не позднее 12 сентября 2018 г. по почтовому штемпелю).

Для участия субъекта федерации в конкурсе необходимо предоставить конкурсную заявку, включающую:

– презентацию наиболее значимого и интересного мероприятия, направленного на поддержку и стимулирование чтения, активизацию литературной жизни в регионе, реализованного в 2017–2018 гг.

– информацию (справку в произвольной форме) о развитии инфраструктуры книги, чтения и литературных традиций в регионе в 2017–2018 гг.

– анкету, заполненную по форме, представленной на сайте http://xn--80aaisobjj3bu.xn--p1ai/for_participants/ .

Положение о конкурсе опубликовано на сайте http://xn--80aaisobjj3bu.xn--p1ai/contest/

Предоставление данных должно осуществляться лицом, уполномоченным руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ. Конкурсные документы — презентацию проекта, краткую справку о развитии инфраструктуры книги, чтения и литературных традиций, анкету — необходимо выслать в адрес оргкомитета конкурса по электронной почте — litflagman@yandex.ru

Дополнительные материалы и дублирующие документы можно отправить Почтой России. Для почтовых отправлений: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 «А», корп. 3, Некоммерческое партнерство «Российский книжный союз» с пометкой «Всероссийский конкурс «Самый читающий регион». Для отправлений курьерской доставкой: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 16, 3 подъезд, домофон 44, офис 44. По результатам обработки и экспертной оценки полученных заявок будет сформирован короткий список конкурса и определены его победители. Полная информация о Всероссийском конкурсе «Самый читающий регион» на сайте литфлагман.рф . Дополнительную информацию можно получить по телефону оргкомитета конкурса +7 (495) 775-44- 31 (контактные лица — Наталия Митюшева, Марина Гусева).

 Оргкомитет Всероссийского конкурса «Самый читающий регион»

(495) 775-44-31(495) 775-44-32
e-mail: litflagman@yandex.ru сайт: bookunion.ruлитфлагман.рф


Памятник писателю Ивану Тургеневу установят в Москве в Хамовниках

12.04.2018

Комиссия по монументальному искусству мэрии Москвы одобрила установку памятника русскому писателю Ивану Тургеневу в Москве. Соответствующее решение было принято в ходе заседания комиссии.

«Предложение о возведении памятника поступило от президента группы компаний «Сапсан», это дар городу. Поддерживам единогласно», - сказал председатель комиссии Игорь Воскресенский.

В свою очередь, член комиссии Евгений Герасимов высказал мнение о том, что нужно тщательнее проработать внешний вид памятника, изучая проект.

«И.Тургенев один из моих любимых писателей. <...> Но тут (на проекте памятника - прим. Агентства «Москва») в анфас он один человек, а в профиль он меня не устраивает. Он тут героический. Мне бы хотелось больше видеть Тургенева-интеллектуала: глубоким, мудрым. Может, глазки немного пошире и лобик повыше. Опущенный глаз, злобный - это не русский герой. Хотелось бы, чтобы это было немножко доработано, но считаю, что внешний облик надо доработать. Это мое пожелание», - сказал Е.Герасимов.

Памятник будет установлен в сквере Ивана Тургенева, вблизи музея писателя по адресу: ул. Остоженка, д. 37/7, с. 1.

Ранее в пресс-службе министерства культуры РФ по итогам заседания оргкомитета по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения писателя, которое будет отмечаться 9 ноября 2018 г., сообщили, что в Москве откроют дом-музей И.Тургенева на ул. Остоженка и установят памятник писателю в сквере его имени.

Источник –агентство городских новостей «Москва»

Илья Резник вызвал на поэтическую дуэль Андрея Дементьева

09.04.2018

Народный артист России поэт Илья Резник намерен предложить своему коллеге, лауреату Государственной премии СССР Андрею Дементьеву совместный концерт в форме творческого поединка. Об этом Резник сообщил в интервью ТАСС.

"У меня появилась идея. Андрею же 90 лет исполнится летом. Можно сделать большой концерт "Две легенды, два поэта" в форме такого баттла: одно стихотворение - в ответ стихотворение, моя певица выйдет, споет - его певица споет", - пояснил Резник.

По словам поэта, недавно они уже опробовали подобный формат в дружеском кругу.

"Сорок минут был баттл: Андрей Дементьев  читал стихотворение - я читал в ответ, связанное по теме. Например, он читает о Пушкине, а я о Петербурге. И была такая тишина! Многие открыли нас, особенно меня, с другой стороны - со стороны не песенника, а поэта", - отметил он.

При этом Резник выразил скептичное отношение к русскому рэпу, который набирает популярность именно в форме "баттлов". "Да, в этом что-то есть, хочется двигаться, но так же под любой ритм. А если наглые, пошлые сочетания, то они запоминаются, - посетовал поэт. - Я обожаю русский язык, он гениальный! А когда над ним издеваются, значит, по- другому не умеют".

"Вот и посмотрим, что интереснее: так называемый русский рэп или поэзия", - сказал Резник.

Источник –  ТАСС http://tass.ru/kultura/5093146

 Наша справка:

4 апреля 2018 г. Народный артист России Илья Резник отметил 80-летие. Из под пера легендарного поэта-песенника появились такие хиты, как: "Золушка", "Яблони в цвету", "Маэстро", "Старинные часы", "Странник", "Чарли", "Еще не вечер", "Вернисаж", "Стюардесса по имени Жанна", "Кабриолет" и многие другие. Также в его творческом багаже - басни, повести для детей, поэтические молитвы Русской православной церкви. Лауреат премии ФСБ России, международной премии им. К.Симонова и др.

Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола и др. Андрей Дементьев(род. 16.07.1928) почти на 10 лет старше своего коллеги. Главный редактор журнала «Юность» в 1981-1992 годах. Член Союза писателей СССР. Активно сотрудничает с МПС и Общероссийским литературным сообществом (бывш. Международный Литфонд).

 

Оба поэта награждены многими государственными наградами.

Интернет побеждает?,

или

«Посмотри на будущее хмуро…»

(полемические заметки)

 Недавно я узнал любопытную статистику, касающуюся т.н. «толстых» литературных журналов: тираж «Знамени» в 1990 году – 1 млн. экз., в 2016 году – 2 тыс. экз. У «Дружбы народов» в 1989 году тираж 1 млн. 100 тыс. экз., в 2017 году – 1200 экз. Тираж «Нового мира» в 1990 году составлял 2 млн. 700 тыс. экз., в 2017 году – 2300 экз. У «Невы» в 1989 году 675 тыс. экз., в 2017 году – 1500 экз. Тираж «Октября» в 1989 году 380 тыс. экз., в 2016 году – 1 тыс. экз. «Юность» в 1989 году – 3 млн. 100 тыс. экз., в 2015 году – 6500 экз.

Это – ЦИФРЫ. С ними, в отличие от СЛОВ, не поспоришь. И статистика эта не столь любопытна, сколь катастрофична. Да-да, катастрофична! Падение тиражей в ТЫСЯЧИ раз – это самая настоящая катастрофа, и давайте наберёмся, наконец, смелости это признать!

И о каком творческом УРОВНЕ публикуемых в этих журналах текстов  сегодня можно говорить при ТАКИХ тиражах? Поневоле вспомнишь строчки из стихотворения Шпаликова:

 - Не смотри на будущее хмуро,

Горестно кивая головой...

Я сегодня стал литературой

Самой средней, очень рядовой. -

             А теперь вопрос: что дальше (хотя, кажется, дальше уже некуда)? Наступает конец «бумажных» литературных изданий? Хотя что я говорю! Если тираж в ТЫСЯЧУ экземпляров считается НОРМОЙ,  а в две с половиной – ДОСТИЖЕНИЕ, то уже наступил!

Но оставим эмоции. Пора рассудить здраво и по возможности трезво. Ниже тиражи уже не упадут хотя бы по той простой причине, что ниже – некуда. Если ниже, то надо закрываться. Это тоже ни для кого, что говорится, не «бином Ньютона».

Выход, тем не менее, есть – уход в Интернет (не полный, но значимый). Слышу возмущённые «фи», но эти «фи» ни понять, ни принять не могу. Да, «бумага» и привычнее, и престижнее, но действительность диктует свои законы (уточню: довольно суровые и совершенно неприятные). Но покажите мне литературный журнал, который сегодня не имеет своей интернетовской версии? Нету таковых – и это тоже реальность. Так что переход с «бумаги» на виртуал уже происходит, и происходит не первый год. В таком случае, господа редакторы, наберитесь смелости и объявите во всеуслышание, а не так, как вы привыкли – шёпотом и с оглядкой: мы проиграли «бумагу», переходим на виртуал! Не сомневайтесь: тот, кто хочет публиковаться (а публиковаться хотят все), вас поймёт! А кто не поймёт, то и … (матерное слово) … с ним!

И последнее. В середине февраля состоится очередной съезд союза писателей России. Вопросов там предстоит решить что говорится, немеряно, и вопросов  ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ. То есть¸ таких, без решения которых дальнейшее существование союза  как творческого сообщества вряд ли возможно. Дойдут ли руки у делегатов до проблем литературных изданий? И главное, смогут ли они их разрешить? В состоянии ли? И в ЖЕЛАНИИ  ли?

 Алексей Курганов, прозаик, г. Коломна (Московская область)

  

***

Герои – среди нас

Накануне Дня Героев Отечества, который стал отмечаться в России 9 декабря, начиная с 2007 года, руководитель литературного клуба «Побеждающее слово» при московском Доме культуры «Гайдаровец», известный поэт и переводчик, полковник запаса В.А. Латынин провёл необычное занятие с литераторами, пишущими на военно-патриотическую тему, оно называлось «Герои – среди нас». Валерий Анатольевич напомнил коллегам, что история праздника уходит корнями в «век золотой Екатерины», когда великая российская императрица учредила в 1769 году орден Святого Георгия Победоносца 4-х степеней. Кавалерами всех 4-х степеней были великие полководцы М.И. Кутузов и М.Б. Барклай-де-Толли. После Октябрьской революции 1917 года праздник и орден были отменены. Статус высшей военной награды был возвращён ордену указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2007 года.

Ведущий заседания представил членам клуба почётного гостя – ветерана Великой Отечественной войны, кавалера орденов «Славы» и «Отечественной войны», двух медалей «За отвагу» и других государственных и общественных наград, члена Союза писателей России, полковника в отставке В.П. Черникова. Владимир Петрович уже бывал на мероприятиях литературного клуба «Побеждающее слово» и читал стихи о боевой молодости и испытаниях, выпавших на долю его поколения. На этот раз военный литератор, председатель общественной комиссии по работе с молодёжью Российского Комитета войны и военной службы познакомил собравшихся со своей книгой воспоминаний «Судьба русского солдата», вышедшей недавно в популярном издательстве «Вече». По признанию автора, книга писалась больше 40 лет, и он старался запечатлеть в ней не только свой тернистый путь, но и судьбы деда, отца – участников и свидетелей других войн и других эпохальных событий. Дед, Черников Яков Иванович, уроженец Курской губернии, в 1877 году, в составе 2-й гвардейской кавалерийской дивизии генерала И.В. Гурко освобождал Болгарию от османского ига, был награждён за храбрость двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Отец – Черников Пётр Яковлевич стал солдатом в 1914 году и тоже заслужил два «Георгия» и медаль за подвиги на фронтах империалистической войны. Так что Владимиру Петровичу было на кого равняться. Крепкое крестьянско-солдатское древо дал его род. А сколько их, стойких и самоотверженных воинов, из поколения в поколение давала наша страна?!

 Вот и на этом литературном вечере за другими примерами доблестного служения Отечеству далеко ходить не пришлось - в клубе состоят несколько ветеранов войны в Афганистане, участники боевых действий в других «горячих точках». Это подполковник в отставке Иларион Рыбаков, капитан запаса, войсковой старшина в казачьем формировании, Владимир Гринкевич, бывший сержант Александр Гергель, подполковник Владимир Прямицын. Им и предоставил слово В.А. Латынин. Много нового и интересного узнали члены клуба о своих коллегах. Ведь раньше собратья по творчеству слышали, как правило, только их стихи, прозу, а вот факты биографии оставались неизвестными. А факты, как правило, лучше всего говорят о людях.  

 Например, сержант А. Гергель с 1983 по 1985 служил в 860 отдельном мотострелковом полку, перекрывавшем душманские пути поставок оружия из Пакистана под Файзабадом. Это тот прославленный полк, который вошёл в Афганистан в 1979 году своим ходом через горные перевалы Памира. А сделать это на боевой технике было не менее сложно, даже более трудно, чем «чудо-богатырям» А.В. Суворова в пешем и конном строю преодолеть Альпы. Александр неоднократно участвовал в боевых операциях. Награждён  медалью «За отвагу».

 Такой же, самой почитаемой среди военного люда, медалью награждён и выпускник Бакинского высшего общевойскового командного училища, ставший командиром взвода в 12-м мотострелковом полку в Герате, Владимир Гринкевич. Помимо успешных отражений нападений боевиков на сторожевой пост, где несли службу его воины, лейтенант Гринкевич отличился тем, что по собственной инициативе провёл переговоры с  главарём одной из местных банд и доставил его в штаб дивизии. Как это часто случается в армии, инициативного младшего командира сначала всячески обругали за самоуправство, чуть не посадили на гауптвахту, однако, узнав, кого он привёз, сменили гнев на милость. Правда, боевой советский офицер, не пожелавший после распада СССР вернуться на малую родину в Молдавию, до сих пор живёт в столице России на положении пасынка – без своей крыши над головой, по съёмным углам.

 Выпускник Харьковского военного авиационно-технического училища и Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского Иларион Рыбаков 28 лет прослужил в Вооружённых Силах СССР, занимаясь  испытаниями и эксплуатацией авиационной и космической техники. В 1983 и 1984 годах ему довелось служить в Афганистане экспертом лаборатории, составлявшей заключения о гибели воздушной техники, вылетать на места падения наших вертолётов и самолётов, видеть своими глазами жуткие последствия катастроф и останки погибших экипажей, самому попадать под обстрелы боевиков. О многих эпизодах этой боевой работы военный литератор, лауреат международной премии имени Валентина Пикуля, повествует в своей книге «Локальная война».

 Участнику антипиратских походов российских военных кораблей к берегам Африки и командировок в Сирию подполковнику Владимиру Прямицыну тоже было о чём поведать коллегам, но пока далеко не всё можно говорить для прессы. Но, несомненно, что наши воины в этих рейдах проявили себя достойными наследниками ратных подвигов старших братьев, отцов и дедов. И эта традиция продолжится и в будущих поколениях россиян.

 Наталия ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

 

***

Вопросы Николаю Иванову

     22 декабря и.о. Председателя Правления Союза писателей России Николай Иванов опубликовал в Фейсбуке следующую запись:

   «С 1991 года у Союза писателей России нет никакой собственности. Собственность осталась в Международном литфонде и Литфонде России, которые стали самостоятельными юрлицами, не имеющими к Союзу никакого отношения. Так получилось в те времена. Дележ собственности проходит именно в этих структурах…».

Эта запись Николая Иванова   появилась   фактически накануне очередного съезда писателей России (он, напомним, состоится уже скоро - 15-16 февраля 2018г.). Возникает вопрос: с какой целью?   Что     руководитель писательского союза (пусть и временно исполняющий обязанности) вдруг пожелал донести до сознания литературной общественности? Ведь, насколько нам известно,   ранее ничего подобного он не заявлял.

Перечитаем еще раз первую фразу в фейсбучной записи: «С 1991 года у Союза писателей России нет никакой собственности».  Ну, нет – так нет. Но…до 1991-го года, оказывается, была?  А если была, то куда она девалась?

    Этому Н. Иванов дает свое объяснение: «Собственность осталась в Международном литфонде и Литфонде России».

    Конечно, для того, чтобы описать   перипетии, происходившие с писательской собственностью, пришлось бы исписать не одну сотню страниц. Да и особой надобности в этом нет, поскольку желающие узнать подробности этой весьма скандальной истории   могут легко это осуществить, воспользовавшись услугами  Интернета: там  хранятся не только многочисленные статьи, но и решения арбитражных судов, в которых подробно изложено все, что касается    злополучной писательской собственности.

     Вопрос в другом: почему Н. Иванов, как говорится, одним росчерком пера снял с СП России ответственность за писательское имущество? Потому что действительно не знаком с историей вопроса (что весьма сомнительно), или старается  заглушить  больную тему собственности, которая может всплыть в прениях на съезде?

   Идем дальше. Николай Иванов утверждает, что Международный Литфонд и Литфонд России стали самостоятельными юридическими лицами. Это - верно. Но на каком основании он считает, что данные писательские организации не имеют к Союзу никакого отношения? Как можно, например, не знать, или нарочно забыть, что Литературный фонд России (ныне – Литературное сообщество писателей России)  в абсолютном своем большинстве состоит из писателей? То есть – члены литфонда и члены писательского союза (писательских союзов) – одни и те же люди? И уже по одной этой причине непозволительно должностному лицу, коим является Николай Иванов, проявлять к своим коллегам по творческому цеху неуважение и пренебрежение. Или за этим кроется какой-то непонятным для нас смысл?

    А кроется он, пожалуй, в последней фразе: «Дележ собственности проходит именно в этих структурах…»?

 Итак, Николай Иванов считает, что в Литературном сообществе писателей России и Общероссийском  Литературном сообществе идет дележ писательской собственности.    Хотя мы до сих пор считали (и продолжаем доказывать  в многочисленным судах!), что в самом деле идет рейдерский захват этой самой писательской собственности, организованный рядом высокопоставленных чиновников федерального уровня, в том числе из Администрации Президента РФ, Минэкономразвития РФ, Следственного комитета… При этом мы также были уверены, что руководство Союза писателей России поддерживает нас в этой трудной, но справедливой борьбе, от исходов которой во многом зависит судьба всего писательского сообщества.

    И вот и.о. Председателя СП России Н. Иванов попытался не только посеять  сомнение в нашей честной и справедливой позиции, но и взял на себя право обвинить руководство Литературного сообщества писателей России и Общероссийского  Литературного сообщества в неблаговидных действиях.

 Что ж, в наше паскудное время и не такое может быть…

 Но поскольку это не просто мнение писателя, а позиция сопредседателя Правления Союза писателей России, исполняющего до съезда обязанности Председателя, хотелось бы все услышать от Вас, уважаемый Николай Федорович, разъяснение по затронутой Вами в Фейсбуке теме:

 - В результате чего и в каком году Литературный фонд России получил юридическую самостоятельность?

 - Участвовал ли Союз писателей России   в   деятельности Литературного фонда России (заключал договора о сотрудничестве, направлял делегатов на отчетно-выборные Конференции?

 - Какая часть движимого и недвижимого имущества Литературного фонда СССР отошла   Союзу писателей РСФСР (России) и какова его дальнейшая судьба?

 - Как и почему был утрачен контроль над зданием Союза писателей России (Москва, Комсомольский проспект, 13), переданного  ему Правительством РСФСР?

  - Располагаете ли Вы конкретными фактами того, кто и когда в Международном литфонде и Литературном фонде России занимался «дележом» собственности?

              Президиум ОООП «Литературное сообщество писателей России»

            Президиум ОООП «Общероссийское Литературное сообщество»

             15 января 2018г.

 ***

Новогодний творческий визит

башкирского сатирика Марселя Салимова в Москву

 В Москве, в арт-клубе «Шагал», состоялась церемония награждения мастеров пера по итогам прошлого года. Президент Интернационального союза писателей Сергей Лукьяненко наградил видного башкирского и российского писателя-сатирика Марселя Салимова Дипломом «За  формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, добросовестный труд и существенный вклад в литературу».

Ушедший творческий год для знаменитого юмориста оказался действительно урожайным. В Уфе выпустили его аудиокнигу «Президентский кот», а в Лондоне издали юбилейную – сороковую – книгу «почти любовных романов» на английском языке. Перед Новым годом в московских издательствах  вышли в свет коллективные сборники «Писатели и Новый год» и «Снежные истории» с юморесками Мар. Салима.

Марсель Шайнурович принял участие в I съезде Литературного совета писателей Ассамблеи народов Евразии, который прошёл в Московском Доме национальностей. Там же состоялась презентация 5-го номера Всероссийского литературного журнала «ЛиФФт». В этом издании башкирскую литературу со своими произведениями представили Лариса Абдуллина, Заки Алибаев, Залифа Кашапова, Марсель Салимов, Гузаль Ситдыкова, Александр Хватков.

«На съезде произошла консолидация писательского общества под эгидой Ассамблеи народов Евразии, – рассказал «Башинформу» Марсель Салимов. – Отрадно, что в работе форума участвовали известные писатели не только из регионов России, но и из Абхазии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Германии, Дании и даже из Сирии. Мы наметили планы на будущее, избрали руководящие органы Литературного совета во главе с прекрасным поэтом и очень активным общественным деятелем Маргаритой Аль».

Кроме того, председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв вручил лауреату премии «Золотое перо России» Марселю Салимову Международную пресс-карту журналиста.  

Лейла АРАЛБАЕВА,
член Союза журналистов России и Башкортостана
(«Башинформ»)
 

***

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В БИБЛИОТЕКЕ

 

В московской библиотеке семейного чтения № 182, расположенной по адресу: м. Академическая, ул. Новочерёмушкинская, дом 4, корпус 2, состоялся творческий вечер поэта, критика, прозаика и переводчика Николая Владимировича Переяслова. Он – секретарь Правления Союза писателей России, член Международной Федерации журналистов, Славянской литературной и артистической Академии в Варне (Болгария), лауреат литературных премий им. Р. Гамзатова, М. Лермонтова, В. Хлебникова и Большой литературной премии России. А ещё он – победитель конкурса переводов тюркской поэзии «Ак Торна» и автор порядка 40 книг, часть из которых были представлены вниманию гостей этой встречи, на которой он прочитал свои стихи и рассказал присутствующим о том, каково сегодня быть писателем в современном мире.

Среди представленных Николаем Переясловым книг были сборник поэтических переводов «Диски памяти», книга стихов, прозы и критики «Коробушка», романы «Ветер с Востока» и «Переспать с чемпионкой», книга поэм «Взгляд за плечо», а также книги поэтических переводов Рената Хариса, Рамиса Аймета и других. Помимо них, вниманию публики была представлена одна из последних книг Николая Переяслова, которая недавно вышла в новокузнецком книжном издательстве «Союз писателей» – это биографическое исследование «“Дело” Нарбута-Колченогого», посвящённое памяти поэта, прозаика и критика – Владимира Ивановича Нарбута, человека с очень непростой судьбой, весьма широко известного в первые десятилетия XX века. Будучи хромым, безруким, лысым и заикающимся, он пользовался огромным вниманием у женщин, писал великолепные стихи и занимал высокие посты в ВКП(б) и издательском мире. Друзья-поэты — такие, как Асеев, Зенкевич и Ахматова — посвящали Владимиру Нарбуту свои стихи. Прозаик Юрий Карлович Олеша вывел его в своём романе «Зависть» в образе директора огромной колбасной фабрики. Валентин Петрович Катаев изобразил его в своём рассказе «Бездельник Эдуард», опубликовав этот рассказ ещё при жизни Нарбута и написав в нём: «заведующий “Югростой”, демонический акмеист и гроза машинисток», а также вывел его под псевдонимом «колченогий» в своей повести-ребусе «Алмазный мой венец». А Михаил Булгаков срисовал с него образ демона Воланда для своего знаменитого мистического романа «Мастер и Маргарита». Но в 1938 году Владимир Нарбут был расстрелян под Магаданом, и только сегодня его имя и творчество начали возвращаться в отечественную литературу.

Выступая перед читателями, Николай Переяслов также кратко обрисовал свою новую, готовящуюся к выпуску в московском издательстве «Проспект» книгу о судьбе мало известного сегодня поэта и стиховеда Георгия Шенгели, который в 1910-1920-е годы выпустил около двух десятков своих книг, а также три раза подряд избирался председателем Всероссийского Союза поэтов и читавшего лекции в московском Высшем литературно-художественном институте (ВЛХИ) Валерия Брюсова. Но в 1927 году он напечатал книгу «Маяковский во весь рост», которая в негативном свете изображает певца революции, и за это Шенгели вскоре после смерти Маяковского был навсегда вычеркнут из истории русской литературы и смог в дальнейшем печатать только свои переводы. И лишь сейчас мы начинаем знакомиться с его замечательными произведениями и его необычной судьбой…

После окончания творческого вечера Переяслов поздравил всех присутствующих с наступающим Новым годом и подарил свои книги заведующей библиотеке Дворовой Ирине Лазаревне, а также дал интервью пиар-менеджеру новокузнецкого издательства «Союз писателей» Екатерине Кузнецовой. Прощаясь с ним, читатели выразили желание обязательно продолжить с писателем эту встречу и продлить в дальнейшем начатый в библиотеке разговор о состоянии русской литературы и его новых книгах.

 «СТИХИЯ РУССКОГО СТИХА…»,

или

СТРОКИ О РОДНОМ И ВЕЛИКОМ

 

«Зажги в себе свечу», – призывает русский поэт Николай Рачков. Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему его художественному творчеству. Николай Борисович уже более полувека творит свой прозрачный и светлый, многоликий, богатыми красками, печалящийся и ликующий поэтический мир. Он поэт крупных образов: таких как жизнь, дорога, судьба, любовь, милая сердцу Русь… Вроде бы, об этом написаны горы книг… Но… Неподдельно русский человек Валентин Распутин так писал к автору: «Все, казалось бы, мы уже знаем, ничем нас не удивить, и почти всюду ново и точно!..» Да, «Всё близко и всё далёко» – как называется одна из многочисленных книг поэта – также исконно русского, духовные истоки которого читатели и критики выводят из дорожек, протоптанных ещё преподобным Серафимом Саровским! По словам писателя Владимира Крупина, «Радость излилась с небес полной мерой на нашего сегодняшнего юбиляра, родившегося на Нижегородчине… Как говорит пословица: «Где родился, там и пригодился»». Но вот это «где», в данном случае, имеет не географическую локализацию, это духовное «место», координаты высших измерений.

Когда-то философ В.Соловьев говорил об «эстетике света» в древнерусской культуре. Не костлявая готика европейского средневековья, не мрачный страх перед муками ада, а светлая любовь к Богу и людям, ощущение Рая тысячу лет пронизывают всю нашу восточнославянскую культуру. Преимущество белого в символике литературы, архитектуры, других искусств - неслучайно, оно имеет глубинный метафизический смысл. Белый цвет, напомним очевидную истину, - это не отсутствие иных красок, а синтез всех цветов спектра. Так проявлялось стремление к чистоте, святости, порыв к божественному «Свету невечернему».

Подобная глубинно-коренная, исконная эстетика света присуща и многогранной поэзии Николая Рачкова. Даже когда он обращается к темам очень земным, будничным, к вопросам печальным и трагическим, грусть его - светла, и ощутимая эмоциональная боль, передаваемая читателю, не порождает чувства безысходности. Возможно, это один из самых оптимистических поэтов отечественной современности. И это при том, что биография певца «рябиновой Руси» далеко не безоблачна. Крестьянский сын, ровесник великой и страшной Войны, стал полусиротой  в утробе матери, ведь отца убили на фронте ещё в 1941-м, за несколько месяцев до рождения сына. В автобиографии написано просто и тихо-потрясающе: «Время было трудное, жизнь бедной, почти нищенской. Но никакого уныния не было, помнится из детства и юности только светлое и радостное» (!). Какой изумительный урок для младших современников и молодежи (а ведь довелось поэту поработать и простым сельским учителем, знает он среду юношества с его меняющимися, но всегда одинаково  «неразрешимыми» и «вселенскими» проблемами…). Где же, собственно, берутся депрессии и порывы уныния, тоска и обманчивое чувство бессмысленности существования; откуда - ещё более обманчивое и губительное желание заполнить внутреннюю пустоту любым «внешним пространством» – у многих благополучных юношей и девушек, не изведавших ни войны, ни голода, ни холода? Да в том причина, что уже во втором поколении привилась нашим людям чуждая система лжеценностей, «философия удовольствий», которая  подобна, по выражению из православного Патерика, воде, нарисованной на стене, – изображение привлекает, но жажду-то не утолишь. А закалённое в горниле страданий сердце становится и более участливым, и внимательным к человеку; тот, кто прошел сквозь смерть, умеет видеть и ценить жизнь во всех её проявлениях.

«Мать для меня святая, – пишет поэт. - Выводя меня и брата «в люди», умерла рано». В таких стихотворениях о простом люде, как «Воспоминания о 46-м годе», «Сапоги», «Война. И бедность. И сиротство…», «Проводы» показана трагедия детства, которое кощунственно рано закончилось… Из поколения в поколение передавалась и приумножалась жизнестойкость русского духа. «Господи! Как жизнь-то хороша…» – говорит старушка в стихотворении Рачкова 1990-го года. Ей много не нужно, «есть и соль, и спички, / хлебушко завозят иногда…». И она не может понять панических настроений горожан:

Что кричат? Чего руками машут?

Лучше приезжают пусть да пашут…

Земля исцелит душу и тело. Родная земля. Только ощути, осознай ее как мать, как Родину…

Творчество Николая Рачкова наиболее полно представлено книгой избранных стихотворений «О Родине, о жизни, о любви». И смотрите, в каких берегах течет река жизни: между Родиной и любовью. И все в монолитном сплаве, и везде проникает, как скальпель, как острый луч - взор поэта, один из главных призывов которого – «Ты свет в душе не погаси, она для Вечности, для Бога» («Твоя душа», 1992). Победа жизни над смертью –  ключевая тема его лирики, что можно проиллюстрировать финальной строкой стихотворения «Пасха»: «Я верю в жизнь: Христос воскрес!». А поскольку существует Воскресение, значит,  преодолеваются, исчезают страдания и боль. Исследователь В.Запевалов пишет: «Постигая смысл бытия, Рачков защищает дух как главную его составляющую и подходит к философско-религиозному осмыслению сокровенной Тайны Жизни. В лирике Рачкова ощутима явственная потребность сверхбытийного преодоления страдания».

С болью и наслаждением вдыхает поэт воздух Родины, неповторимую атмосферу ее бытия… То, что боль автора, как ни удивительно, оптимистична – мы отметили. Радость его душе приносят дымкѝ родных очагов!.. Но и ужасающие дымы катастрофических кострищ русской истории не влекут к мыслям о безысходности… Ведь «все действительное – разумно», по Декарту, да и чего философствовать всуе: очевидно, что после всех испытаний и катаклизмов Русь-Россия выходила всё более закаленной и крепкой. А враги запоминали уроки своих поражений надолго…

 

«…Не умеют русские сдаваться», –

Произнес в сердцах Наполеон.

 

В том, что здесь он скоро поумнеет,

Никого не надо убеждать.

Русские сдаваться не умеют,

Но зато умеют побеждать…»

(«На Поклонной горе»)

 

Рачков – мастер афоризма. Не обязательно краткого. Афористически иногда звучат целые строфы.

 

Осталась надежда на Бога,

Как правда и воля любá.

Своя у России дорога,

Своя у России судьба…

Или:

Она – живая до окраин.

В ней наша кровь и наша плоть.

Есть у земли один хозяин,

Единый собственник – Господь…

 

Кстати, вот эти  приведенные строки написаны в 1996, в то десятилетие, когда у народа «новыми хозяевами» отбирались и земли, и общественные богатства, и веками проверенные на истинность ценности, и – не сочтите патетикой – сами души… Вот так от будничных до наивысших регистров парит раскованная мысль поэта, «сцепляя» самые разные ассоциации – неискусственно, не «нарочно», очень тепло, прозрачно и естественно…

Да, и ещё к вопросу  «преодоления страдания». Мы не должны излишне благодушно помышлять, будто все победы десяти (и более!) веков истории  запрограммированы нам, Руси, как-то «автоматически», по особенному постановлению Свыше, почти неминуемо… За все нужно платить, да-да, в и в исторически данном бытии, и  в невидимом духовном мире, ведь «ничто ниоткуда не берется», поэтому тема ответственности, покаяния, наказания – тоже представлена в поэзии Николая Борисовича Рачкова. Много и тяжко грешим мы годами и столетиями, и очевидно, что негоже нам уподобляться ветхому Израилю, считавшему свою библейскую богоизбранность как бы «неотъемлемой и обязательной». Наша русская богоизбранность – избранность на крестоношение. Крест святого – мессианский, крест русского грешника – разбойничий, хоть бы и разбойника кающегося… Как свидетель множества развороченных всенародной бедой судеб, Рачков на исходе столетия пишет стихотворение «Однажды». Оно может ничем не поразить. Да и не стремится поэт поразить кричащими метафорами, небывалыми образами, обилием восклицательных знаков – ничем, кроме покаянной боли, – хотя, впрочем, разве этого мало?.. Поражает произведение щемящим сквозным выводом об ответственности страны за немилосердие – к тем, кто ее, страну, спас в небывалой войне.

Речь идет об «обрубках войны», инвалидах, о сборном образе человека «без ног, в заштопанной шинели». Взяли да и убрали их «куда-то», в какие-то спецприемники – из жизни людей – чтобы, наверное, не «уродовали» картинку «счастливого настоящего». «Страна моя, какой виной / Ты в одночасье захлебнулась…». Да что же здесь особенного, спросят многие?.. А поэту видны другие причинно-следственные связи, и я с ним солидарен:

 

Не отмолили.

Не смогли.

И рухнул мир не потому ли?

 

…Может, и потому. Не за одно такое деяние – а за множество подленьких, неблагодарных, лицемерных поступков, в ответе за которые был, вероятно, каждый из нас…

…Интересна у Рачкова подтема правителей Руси, которых уже заведено чуть ли не традиционно называть «бичами Божиими». В их личностях переплетаются высокая государственная мудрость и масштабная жестокость. Конечно, такие правители появляются в русской земле еще со времен княжеских и, говоря о подобных страницах отечественной истории, поэт с горечью упоминает усобицы, пожары, разрушения, страдания простых людей. При всей любви к родной истории, при всей природности, врожденности и искренности своего патриотизма, художник далек от приукрашивания, слащавых сусальных картинок «оттуда». «Золотой век» Руси - нелинейный, нехронологический, но он и не заканчивается, как в распространенных мировых мифологиях: он – не миф. Этот Золотой век, переходящий в вечность и бессмертие, находится внутри человека, посему, как главнейшую черту мировосприятия Рачкова, я бы выделил объемное видение действительности. Он видит сразу многое. Золото душ человеческих, порожденное тысячелетней святыней православия, имело и другие изводы: даже в СССР – стране формально атеистической – эти истинные и некрадомые ценности русской души освещали и освящали мир вокруг себя. О Боге не говорили вслух, а жили-то – по-Божьему, по совести. Такие люди – в ХХ веке не раз поднимавшие Родину из руин, победившие в  ужасной войне, вдохновенные труженики и творцы – и были истинным «золотом партии», партии Людей. И нечего верить замшелым басням либералов, что некое таинственное «партийное золото» нужно искать в другом месте! Оно не материальной природы… Вот такой образ русского человека, русского народа предстает в поэзии Н. Рачкова, а особенно синтезирован в новейшей книге избранного…

 Солнце русского восхода, воспоминания о юных поцелуях на рассвете, пасхальный звон, «золото куполов», «шум базаров и площадей», «крови бешеная река», известные исторические фигуры и рядовые соотечественники, собственное поэтическое «Я», умудренное десятилетиями наблюдений и опыта, целый мир в русском сердце – все «концы и начала» бесконечных циклов бытия собраны в неподдельно душевных строчках.

…Да, и всё же не удержимся сказать ещё пару слов, возвращаясь к упоминаниям  о правителях, которых одни именуют злодеями и тиранами, другие – лидерами отечества с железной волей, уберёгшими страну от внешних и внутренних угроз. Конечно, прежде всего, поэт неоднократно обращается  к личностям царя Иоанна Грозного и, как говорят иногда, - «красного императора» Иосифа Сталина. Позиция автора взвешена, лирические оценки максимально стремятся к объективности. Ни «канонизации», ни «демонизации». В роковые моменты правители великой страны просто не имеют права быть слабыми и «добренькими». Мы на грешной земле живем, не среди ангелов небесных в раю. И здесь поэт – не ведаю, интуитивно ли, рационально ли (впрочем, для поэта определение «рационально», наверное, не всегда комплимент) – руководствуется таким органично близким ему православным вероучением. Скажем так: есть «вакансии» земного существования, связанные с неразрешимыми парадоксами.( «Человеческая история полна неразрешимых противоречий», – писал архимандрит Софроний (Сахаров) – кстати, начинавший как талантливый художник: он был духовным сыном знаменитого афонского старца Силуана, происходившего из простых дореволюционных русских «мужичков» и оставившего удивительные записи, вдохновенные гимны Божьей силе и премудрости...)Как избежать противоречий между долгом и милосердием – воину, например? Мы знаем святых православных воинов – Георгия Победоносца, Иоанна Воина, русского витязя и киево-печерского преподобного Илию Муромца... Не могли же они заявить врагу: «Мы  - христиане, завоёвывайте нас, противиться не будем, подставляем другую щеку?...» (Впрочем, на эту тему есть отдельные церковные определения…) Кстати, хороша миниатюра Рачкова, открывающая раздел избранного «На славянском поле» и посвященная Георгию Победоносцу, под святым омофором которого, в перезвоне пасхальных колоколов к нам пришла Великая Победа…

 

У ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНЫ

Всадник весь в доброте и в силе.

В гада бьющее остриё.

Узнаю: это ты, Россия.

Да святится имя Твоё!

1987

 

 … И отныне, сколько ни стоять миру, 9 мая всегда будет приходиться на сорокадневный послепасхальный период, когда по Русскому и всему православному миру звучит всепобедительное «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!». А воинам своё предназначение надо было выполнять – защищать народ от врагов! Впрочем, и «воинское» противоречие снимаемо, ведь  недаром Илия Муромский пошел в монахи, как постригались в чернецы и мои украинские предки-земляки, чубатые «запорожские лыцари»...

Так что тогда говорить о царях, правителях?! Приходилось и казнить, и миловать. Я уже писал о трактовке Н. Рачкова, несколько даже реабилитирующей  первого русского царя, помазанного на царство (!) - как в древнебиблейские времена – Ивана IV Грозного (речь шла о стихотворении «Не убивал!» и некоторых фактах царствования Ивана Васильевича, при котором было сделано столько полезного для Руси). И еще раз напомню, что первым в Храме Василия Блаженного на Красной площади Москвы нас встречает лик этого царя, очерненного лживой и завистливой западной историографией («Общеписательская Литературная газета», 2014.-  №6 (55), статья «Светлая боль поэта»). А насчет товарища Сталина, то, сугубо по-читательски, мне импонирует лапидарное, чеканное стихотворение «Ночной парад». В удивительном разрезе между явью и видением, в таинственной ночи узрел поэт, как по главной площади страны проходит в простенькой шинели легендарный вождь, «презрев времена». На сюрреалистический полночный парад строятся тени с суровыми лицами: ««Мы живы! Мы живы! Мы живы!» – ему отвечают полки». Взору ожившего вождя открывается вся Держава, а не только стройные ряды вечноживой пехоты:

 

«Вы нам прикажите. Мы встанем.

Ведь наши сердца – монолит».

И громко: «Да здравствует Сталин!» –

Над площадью Красной гремит…

 

Напомним, кстати, что советские литература и искусство, в частности,  и национальные, -  в сталинскую эпоху были поставлены на такой высочайший государственный уровень почёта, как нигде и никогда в мировой истории. Удивительно, но это признают даже антисоветчик А. Синявский (работа «Что такое социалистический реализм?») или тоже не отличающийся «просоветскими симпатиями» писатель-эмигрант Е. Рейн!..

История не только не знает сослагательного наклонения, как известно. Она еще и не переносит ампутаций и других изъятий-увечий…

Но разве Николай Рачков – только поэт гражданского накала? Нет, конечно. Не мудрствуя лукаво, скажем, что трогает и задевает тончайшие душевные струны его нежная, «акварельная» любовная лирика. Этот поэт не вспоминает о молодости, он - остается молодым! Не могут не взволновать его «Крылья», «Баллада о верности», «Купава» (очень «сказочное», оригинальное произведение…); или ностальгические «Апрельские ночи» …

Все ничто, если Вы меня помните.

Все ничто, если я не забыл…

А еще у поэта к его щедрому юбилею собралось множество чудесных стихов о великих людях русской и мировой культуры, немало пейзажной лирики, «вневременных» философских размышлений, стихов-посвящений, о всём том, чем, как говорится, жив человек!..

 

P.S. С благодарностью и уважением храню книги,  подписанные мне поэтом, с пожеланиями-благословениями «на дружбу и службу русскому слову». Это высокая служба, это прекрасная судьба… Многая лета юбиляру, здравия, вдохновения, благодарных читателей! Храни Господь его талант!..

 

Александр ЯРОВОЙ,

кандидат филологических наук

 

Замечательному поэту России Николаю Рачкову 23 сентября исполняется 75 лет.

Сердечно поздравляем его с этим юбилеем!

Желаем Вам, дорогой Николай Борисович, всего самого доброго, здоровья, душевного тепла, новых творческих успехов!

Исполком МСПС

Общеписательская Литературная газета № 3(100), март 2018 г.
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24

Последние обновления на сайте МСПС:

24.04.2018. Обзор литературного журнала «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» (журнал нижегородских писателей) № 52, 2017 год http://m-s-p-s.ru/news/2707 

23.04.2018. Русский мiръ в Риме. О выставке в Италии выпускников Академии Ильи Глазуноваhttp://m-s-p-s.ru/news/2706  

23.04.2018. Крепость талантов «Сухумской крепости». В МСПС прошла презентация сборника стихотворений поэтов Абхазии «Сухумская крепость» на русском языке, изданного в рамках литературного проекта МСПС «Поэты в переводах». http://m-s-p-s.ru/news/2705

22.04.2018. Два с лишним года продолжается разнузданная травля пятнадцати старейших и самых авторитетных писателей Оренбуржья. Что же ставят им в вину, чем они так насолили нынешнему руководству Союза писателей России? Об этом рассказывает оренбургский поэт Виталий Молчанов. http://m-s-p-s.ru/news/2704

21.04.2018. Депутат Госдумы и известный писатель Сергей Шаргунов выступил на всеармейском съезде писателей  http://m-s-p-s.ru/news/2703

20.04.2018. Библиотека имени Н.А. Некрасова открыла новый сайт своих оцифрованных фондов http://m-s-p-s.ru/news/2702

19.04.2018. Электронное издательство Bookscriptor учредило литературную премию http://m-s-p-s.ru/news/2701

18.04.2018. Историк Алексей Толочко: «История любит мерзавцев» (почему попытки пропустить украинскую историю через националистический фильтр во многом объясняет случившуюся в стране трагедию) http://m-s-p-s.ru/news/2700

17.04.2018. Писатель-орденоносец из Челябинской области Александр Ушков о событиях вокруг XV съезда Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2699

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Окончание статьи http://m-s-p-s.ru/news/2698

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Начало статьи http://m-s-p-s.ru/news/2697

15.04.2018. Исполком МСПС поздравляет Андрея Дмитриевича Дементьева с вручением ему литературной премии Минобороны России! http://m-s-p-s.ru/news/2696

14.04.2018. Стартовал Всероссийский конкурс "Самый читающий регион" – 2018 http://m-s-p-s.ru/news/2695

13.04.2018. Международный литературный форум «Славянская лира-2018» (Беларусь-Россия-Украина) приглашает http://m-s-p-s.ru/news/2694  

12.04.2018. Памятник писателю Ивану Тургеневу установят в Москве в Хамовниках http://m-s-p-s.ru/news/2692

11.04.2018. В рамках издательской программы МСПС (проект МСПС «Поэты в переводах») в издательстве «У Никитинских ворот» издан сборник абхазских поэтов «Сухумская крепость» http://m-s-p-s.ru/news/2691

11.04.2018. В издательстве «АСТ» вышел сборник малой прозы 1-го заместителя председателя Союза писателей России, депутата Госдумы России Сергея Шаргунова «Свои». Среди героев — как знаменитые предки автора Русановы, так и совершенно посторонние люди. «Потому что все — свои. Потому что всех жалко». О памяти, «головоломке и наставнице», судьбе, ее превратностях и чудесах человеческой стойкости – беседа с писателем http://m-s-p-s.ru/news/2690

10.04.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов поздравляет легенду отечественной журналистики Мэлора Стуруа с 90-летием, желает ему многая благая лета и публикует его новую статью о необычных встречах в Лондоне с Анной Ахматовой и Мариэттой Шагинян http://m-s-p-s.ru/news/2689

10.04.2018. Новости премиального процесса: «Объявлен короткий список соискателей премии «Национальный бестселлер» - 2018» и «Опубликован короткий список номинантов литературной премии Норы Галь 2018 года» http://m-s-p-s.ru/site/41

09.04.2018. Илья Резник вызвал на поэтическую дуэль Андрея Дементьева http://m-s-p-s.ru/news/2688

07.04.2018. Законопроект о замене 50-летнего срока охраны авторских прав произведений, срок которых не истек к 1 января 1993 года, на 25-летний срок действия авторского права внесен в Госдуму депутатом Олегом Смолиным (КПРФ) http://m-s-p-s.ru/news/2687

06.04.2018. Что происходит с Домом Ростовых (усадьбой Соллогуба) - памятником культуры федерального значения? Ремонтируется ли он? Каковы перспективы усадьбы, в которой располагается Международное сообщество писательских союзов? Об этом - в трёхминутном репортаже программы "Вести" на главном телеканале страны "Россия-1"   http://m-s-p-s.ru/news/2686

04.04.2018. Награды победителям – издание книг в издательской программе МСПС!  Литературный конкурс имени Сергея Михалкова ждёт ваши книги http://m-s-p-s.ru/news/2685

03.04.2018. В рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов вышло собрание сочинений известного мастера слова Ивана Савельева http://m-s-p-s.ru/news/2684

02.04.2018. Не могу молчать! Член Союза писателей СССР (ныне России) с 1977 года Елена Иванова (г. Ставрополь) делится своими впечатлениями о XV съезде СПР http://m-s-p-s.ru/news/2683

29.03.2018. Без надежды на обновление. Член Союза писателей России из Оренбурга Александр Филиппов делится размышлениями об итогах XV съезда СПР http://m-s-p-s.ru/news/2682

29.03.2018. Известный писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов встал на защиту украинцев, спасающихся в России от преследования украинских силовиковhttp://m-s-p-s.ru/news/2681

29.03.2018. Мнение председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова о XV съезде СПР  http://m-s-p-s.ru/news/2680

28.03.2018. Поэт Диана Кан высказывает своё мнение о XV съезде Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2679

27.03.2018. Станислав Куняев отвечает Николаю Иванову на его заметку о съезде от 22.03.2018  http://m-s-p-s.ru/news/2678

20.03.2018 - 26.03.2018. Станислав Куняев о съезде так называемых "победителей" - XV съезде Союза писателей России:

часть 1 http://m-s-p-s.ru/news/2669 ;

части 2, 3 и 4   http://m-s-p-s.ru/news/2673 ;

часть 5  http://m-s-p-s.ru/news/2674 ;

часть 6   http://m-s-p-s.ru/news/2675;

окончание http://m-s-p-s.ru/news/2676 .

20.03.2018. Роман Ивана Переверзина «На ленских берегах» увидел свет во всемирной серии «100 лучших романов» в издательстве «Вече»  http://m-s-p-s.ru/news/2668

   
Адрес: Москва, ул. Поварская, 52
Тел.:+7 (495) 691-64-03
E-mail: povarskaja-52@mail.ru
создание сайтов
IT-ГРУППА “ПЕРЕДОВИК-Альянс”