МСПС в гостях у...

 

 

Восстание в Бадабере. Киноверсия. Лайтиссимо

 

Без неологизма «сверхоблегчённость», пожалуй, не обойтись. Речь не о подвиге пленных шурави, восставших в пакистанском лагере Бадабер в апреле 1985 года. Мы о сериале, показанном в феврале 2018-го, и о том, как содержательно «облегчились» его авторы. Мы - это создатели романа «Если кто меня слышит. Легенда крепости Бадабер» Андрей Константинов и автор этих строк. Внимание к фильму у нас действительно особое: ведь роман стал важной частью нашей творческой биографии. Но дело даже не в этом. Годы, посвящённые Востоку в самом что ни есть прикладном смысле, более 200 разноязычных источников по бадаберской теме, проработанных нами, в том числе с заделом на будущее, могли помочь авторам сериала. Мы бы даже позавидовали коллегам, открывшим зрителям что-то неизвестное ни нам, ни читателям. Например, конспирологическую догадку о сорвавшейся попытке освобождения узников (разумеется, не в том виде, в котором она экранизирована). Или - о роли Бадабера в глобальном - по тому времени - регулировании наркотрафика. Но никто из кинотворцов нам даже не позвонил. Сочли излишним. Может, зритель потому редко, затаив дыхание, смотрит на экран, что кино часто делают, не наморщив лба?

Мы понимаем тех, кто о бадаберской истории узнал благодаря сериалу. Даже тех, кому импонируют вкусы его создателей. Но понимать – не значит разделять. То, что вынесено на суд вменяемого зрителя, укладывается в дилемму: либо–либо. Либо военно-специальная, да и страноведческая безграмотность снятого киноматериала объясняется спешкой, либо его поверхностность заложена отношением авторов к своей, а заодно и военной профессии. А ещё к исторической памяти. Неужели авторы фильма видели своей сверхзадачей актуальное на олимпийском фоне обличение родины санкционных козней? Не велика ли для этого легенда о Бадабере? С которой теперь трудно будет вновь обратиться с экрана.

Опытные режиссёры учат, что каждый киноэпизод должен подтверждать сценарную канву. А она, в свою очередь, с названия фильма до финальных титров должна отвечать на сквозной вопрос: почему и зачем именно так поступил киноперсонаж? Эти «зачем и почему» уточняются каждой сценой и репликой при любом качестве собственно «исторического грима». Так достигается пусть художественная, но всё же убедительность. Герои Бадабера, думается, достойны хотя бы её. А не обезличенного упоминания в сумрачных интерьерах восточного базара. С зинданом в придачу. 

Какую, скажите, канву предложили создатели сериала? Главного героя посылают проверить, есть ли в лагере американцы и действительно ли они готовят повстанцев? Так это было известно за три года до восстания, в том числе, от пленных моджахедов, ранее обучавшихся в Бадабере. Да и сами американцы этого не скрывали: зачем тогда вытаскивать одного из них из Пакистана в Афганистан?.. Приблизительно тогда же поступили первые сведения о военнопленных в Бадабере - сначала афганских, потом советских. Поэтому абсурдна сама задача нашего разведчика, выведенная на экран. Тем более что этот разведчик по ходу пьесы сам себе меняет эту задачу... Кстати, кто он, этот герой, выросший из неудачливого похитителя яблок до «личного НЗ» начальника разведки? А заодно подтвердивший свой статус «всеобъемлюще-недельной» подготовкой? Мог ли сын генерала-разведчика оказаться под угрозой пленения? А если такой исход хотя бы подозревался, то остался бы генерал при исполнении? Без придирок по части служебной этики, бытового антуража, формы одежды (часто клоунской) и тем более сарказма спросим у кинотворцов: ради чего военных профессионалов недавнего прошлого нарядили в тогу романтических идиотов? Неужели некому было подсказать, что даже «частушечное» противопоставление боевых «служак» «штабным крысам» бросает тень на смысл Служения? Не «швейковский». Кто бы как ни относился к армии - без пафосных ассоциаций с завершением чеченского лихолетья, крымской «вежливостью» и сирийским небом.

На этом фоне простительны мелочи, которые авторы фильма могли не знать по творческому простодушию. Это и порядок выделения в армии воздушного судна - киношные персонажи его запросто угоняют ради благой цели. Это и казематный вид офиса американца с телефоном, по-видимому, для подсказки «звонка другу» захваченного разведчика (о «комфортном бардаке», типичном для янки, авторы тем более не подозревали). Это и суета янки по базару, хотя их выход туда запрещён (нестраховой случай), даже если этот американец местного происхождения. Кстати, так на Востоке бывает практически всегда, а в Бадабере - точно. Или, да простит нас Господь, способ казни «неверного шурави» - уж точно без распятия, символизирующего праведную жертвенность.

Уместны ли тут другие подробности, если общее впечатление от увиденного наводит на мысль, что написание сценария, съёмка и монтаж фильма происходили одновременно? Возможно, в коллективном отпуске всей творческой группы - где-нибудь под Анапой. Так что «кинокухня» получилась знатной. Правда, чайники по ней летают. И из розеток слышатся то смех, то плач.

Все слышали об альтернативном искусстве, даже альтернативной истории. Но, вот, об альтернативной героизации?.. Может, это и есть кинематографический постмодерн? Не верю. Не приемлю. Извините…

 

Борис Подопригора,

участник афганской войны,

литератор

 

 

***

Чтобы помнили

 

Первое в этом году заседание Клуба творческих людей «Пегас» ветеранов внешней разведки было посвящено легендарным нелегалам Линицким, начальнику Главного управления разведки МГБ ГДР Маркусу Вольфу, истории семьи Дзержинских и юридическим аспектам возвращения "Железного Феликса" на Лубянскую площадь

 

23 января состоялось первое в новом 2018 году заседание Клуба творческих людей «Пегас» ассоциации «Ветераны внешней разведки», которое по составу участников и насыщенности программы оказалось беспрецедентным. Среди его участников были такие легендарные разведчики, как председатель правления РОО «Ветераны внешней разведки», генерал-майор Леонид Васильевич Рябченя и сотрудник ПГУ КГБ СССР, полковник Владимир Ильич Горовой, ещё в 1973 году удостоенный звания Героя Советского Союза (№ 11276) за выполнение сложнейшего задания в США – задание было настолько секретным, что до сих пор запрещено разглашать какие-либо его подробности. Среди участников также внучатый племянник Феликса Эдмундовича Дзержинского, военный лётчик и сотрудник спецслужб Владимир Михайлович Дзержинский; военный историк, начальник Управления зарубежной истории Института военной истории, исследователь деятельности Рихарда Зорге, доктор исторических наук, полковник Виктор Александрович Гаврилов; сын легендарного сотрудника нелегальной разведки НКВД-КГБ СССР, специалиста по изготовлению документов и художника, полковника Павла Георгиевича Громушкина (он делал документы для Николая Кузнецова, Рудольфа Абеля, Джорджа Блейка, Павла Судоплатова, Александра Феклисова и других) – Валерий Павлович Громушкин; консультант при Директоре СВР, начальник Кабинета истории внешней разведки, полковник Владимир Сергеевич Антонов; офицеры спецназа КГБ СССР – групп специального назначения «Зенит» и «Вымпел» Валерий Юрьевич Киселёв и Юрий Борисович Климов; руководитель студии писателей МВД России Дмитрий Александрович Жуков; известный писатель, сотрудник внешней разведки ПГУ КГБ СССР, капитан 1-го ранга Анатолий Борисович Максимов, который в 1970-е годы был внедрён в канадские спецслужбы; писатель, сотрудник внешней разведки КГБ СССР, разрабатывавший дело Народно-трудового союза (НТС), полковник Сергей Александрович Кривошеев – автор книги «КГБ против НТС» и многие другие ветераны внешней разведки.

Вел заседание руководитель Клуба творческих людей «Пегас», ветеран внешней разведки, выполнявший задания в Вашингтоне и Лондоне, подполковник Александр Иванович Мудрагей. Вначале он предоставил слово ветерану внешней разведки, внучке легендарного разведчика-нелегала Леонида Леонидовича Линицкого – Алле Владимировне Коновей.

 «Сегодня я хочу передать в дар ставшей мне родной Ассоциации, – сказала Алла Владимировна, – картину Павла Георгиевича Громушкина из цикла “Лучшие разведчики России” – реликвию нашей семьи. На картине изображены Леонид Леонидович и Екатерина Фёдоровна Линицкие – мои дед и бабушка. Он был резидентом, а она секретарем резидентуры в Белграде в 1930-е годы. Леонид Леонидович родился в 1900 году в семье русского офицера, потомственного дворянина, был участником двух революций 1917 года, за что приговаривался к смертной казни, а также трёх войн – Первой мировой, где он получил первое ранение, Гражданской и Второй мировой. В 1918 году в Харькове он создает партизанский отряд для борьбы против немецких оккупантов. Во время одного из боев пуля застряла в его сердечной сумке в нескольких миллиметрах от сердца. Однако благодаря необычайной силе воли он выживает и в 1919 году добровольцем вступает в Красную Армию. Вскоре он получает третье серьезное ранение, но вновь возвращается в строй – теперь уже в разведотдел 13-й армии. Готовясь перейти линию фронта для работы в тылу белогвардейцев, Леонид получает тяжелое ранение и оказывается в лазарете войск Врангеля в Севастополе, откуда в 1920 году вместе с белыми переправляется в Турцию, а затем – в Сербию. В Белграде он знакомится со своей будущей супругой, дочерью эмигрировавшего из России купца 1-й гильдии, с которой они обвенчались в 1925 году. К 1930 году у них уже было двое детей. Окончив медицинский факультет Белградского университета, доктор Линицкий быстро приобретает популярность в русской колонии Белграда и становится вхож в дома руководителей террористических белоэмигрантских центров, таких как Русский общевоинский союз (РОВС) и Национальный союз нового поколения (НСНП/НТС). В начале 1930-х годов Линицкий восстанавливает связь с Москвой и становится резидентом ИНО ОГПУ в Югославии. В центр потоком пошла информация о деятельности РОВС в Белграде. Вскоре ему удается стать членом правления Общества Галлиполийцев – костяка РОВС, а затем секретарём 4-го отдела РОВС, в то время особо интересовавшего ОГПУ СССР. Он получает доступ к секретнейшей информации, идущей из Парижа, где находилась штаб-квартира РОВС. Сотрудники его резидентуры проникают также в НСНП/НТС. Они практикуют тайные операции по вскрытию сейфов руководителей различных отделов РОВС и НТС и становятся в курсе всех замыслов белоэмигрантских центров, направленных против России, а также получают списки всех забрасываемых на территорию России террористов и диверсантов. Им также удается выявить связь этих центров с фашистскими структурами и спецслужбами ряда западных стран. Всю работу секретаря резидентуры взяла на свои плечи Екатерина Фёдоровна. В 1935 году успешная работа резидентуры была прервана из-за предательства. Все члены резидентуры были арестованы и подвергнуты пыткам. Леонида Линицкого пытали с особой жестокостью в течение трёх месяцев. На суде Линицкий выступил с разоблачительными обвинениями против руководства РОВС и НТС. Сенсационные репортажи из зала суда печатались во всех газетах Западной Европы. Появились призывы наказать террористов, использовавших для своих целей территорию западных стран. Среди лидеров РОВС и НТС в Париже началась паника, а Общество Галлиполийцев прекратило свое существование, также как и аналогичная террористическая организация «Дружина» на территории Румынии. Работа белоэмигрантских центров была парализована на длительное время, РОВС и НТС практически разошлись.

Линицкий получил три года каторжных работ, после отбытия которых, поскольку ему угрожала смертельная опасность со стороны эмиграции, был вывезен чекистами на частном самолете и доставлен в Москву. С началом Великой Отечественной войны супруги Линицкие снова в разведке. Они участвуют в обороне Сталинграда, выполняя задания в тылу у немцев. В 1943 году Линицкого на парашюте забрасывают в Югославию для координации движения Сопротивления. Окончив войну вместе с югославскими партизанами, он вернулся домой сильно постаревшим, практически глухим и хромым на одну ногу из-за полученного перелома и контузии. Тем не менее уже в 1946 году они вместе с женой и дочерью отправились на нелегальную работу в одну из стран, где пробыли около 4 лет. Вернувшись, Линицкий едет на нелегальную работу в Индию, а затем вместе со своей старшей дочерью Галиной в Китай. Дочь постигала премудрости нелегальной разведки под руководством отца и в свободное время танцевала в профессиональном театре. Они были легендированы как граждане одной из западноевропейских стран и должны были отправиться туда в длительную командировку. Однако этим планам не суждено было сбыться – Леонид Леонидович Линицкий скоропостижно скончался от сердечного приступа на 54-м году жизни в 1954 году. После смерти дедушки наша семья в Москве получила первую отдельную квартиру и нашими соседями дверь в дверь была семья Абеля (Фишера). Полковник Абель в то время сидел в американской тюрьме, а я часто сидела на коленях у его супруги и дочери Эвелины. Старшая дочь Линицкого Галина Леонидовна продолжила дело отца. Она знала десять иностранных языков, из них три диалекта одного из европейских языков, на которых говорила абсолютно без акцента, что является редкостью даже для разведчиков-нелегалов, имела фотографическую память и энциклопедические знания в самых различных областях, прекрасно рисовала и обладала очень красивой внешностью. В течение многих лет она работала в различных странах. Возвращаясь к портрету работы Павла Георгиевича Громушкина, я хочу привести цитату из его книги: “Безусловно, Леонид Линицкий может являться поучительным примером для молодых сотрудников, для которых служба в СВР только начинается. В наши дни, когда в условиях враждебного международного окружения, угрозы терроризма и новой мировой войны вновь нависли над нашей страной как и в далёкие 30-е годы, особенно важно рассказывать молодёжи о таких людях, как семья разведчиков-нелегалов Линицких, для которых беззаветная верность и бескорыстное служение Отчизне не были пустыми словами”. Я хочу выразить надежду, что этот портрет займет достойное место в нашей Ассоциации внешней разведки среди других портретов наших замечательных разведчиков».

В продолжение темы Валерий Павлович Громушкин подчеркнул, что нелегальная разведка сама по себе является поэзией. «Это очень высокий стиль. А папа к тому же еще и рисовал, причем удивительно – он делал это избирательно, рисовал своих коллег, кого он знал реально и кем он восторгался. Особенно потрясающие глаза. В каждом из нас есть какой-то огонек, какой-то свет. И это по всей вероятности глаза. Здесь та самая энергетика, которой живет человек и которой он делится с другими. Папа это чувствовал и вкладывался в это».

Следующее выступление было посвящено легендарному начальнику Главного управления разведки МГБ ГДР, генерал-полковнику Маркусу Вольфу, большому другу нашей Службы и нашей страны, которому 19 января исполнилось бы 95 лет. Своими воспоминаниями о нём поделился автор книги «Гроссмейстеры тайной войны: Маркус Вольф – человек без лица из Штази» Ноэль Кузьмич Воропаев. Он подчеркнул, что сотрудничество советской и восточногерманской разведок внесло огромный вклад в сохранение мира на земле. «Публикаций о Маркусе Вольфе много, – сказал Ноэль Кузьмич. – Но они содержат не факты, а вымыслы. Они написаны людьми, которые не знают ни профиля, ни практики нашей деятельности. Поэтому пришлось изложить только факты с учетом того, о чем можно говорить, и о чем нельзя. Здесь все достоверно. Это книга памяти о сотрудниках КГБ и госбезопасности братских стран, поставивших на кон свое здоровье и отстоявших в окопах холодной войны мир, добившихся разрядки, которая была закреплена в 1975 году известным Хельсинским заключительным актом. Под руководством Вольфа была проведена операция “Биржа”, направленная на поддержку политики Вилли Брандта на сближение с соцстранами. В 1974 году либеральная оппозиция христианских демократов решила свергнуть Брандта с помощью процедуры вотума недоверия в бундестаге. Голоса разделились поровну: 247 у оппозиции, и 247 у Брандта. Тогда христианские демократы банально перекупили четырех депутатов из блока Брандта. Брежнев спрашивает Андропова относительно информации о том, что свергают Брандта. “Что же будет с моей политикой разрядки”, - заявил Леонид Ильич. После этого нам установили сроки, посуточный контроль с докладом в Центр. Вскоре выяснилось, что за оставшееся время не было возможности скомпрометировать оппозицию. Тогда совместно с нелегалами ГДР приняли решение: ответить противнику на удар двойным ударом. Тоже купили голоса и в соседних с Вольфом кабинетах наблюдали исторический момент голосования. В итоге план оппозиции с треском провалился, правительство Брандта устояло и политика разрядки продолжилась. Сражение в окопах холодной войны принесло Советскому Союзу огромную победу. И это сделало поколение наших разведчиков, которое сейчас заканчивает свой бег. Операции подобного масштаба можно пересчитать по пальцам. Будут ли они впереди? Я надеюсь, что да. Тем не менее мы должны вечно чтить память о тех разведчиках, которые положили здоровье для обеспечения безопасности наших народов».

Затем Владимир Михайлович Дзержинский рассказал об истории дворянского рода Дзержинских, об усадьбе Дзержиново на территории Беларуси, о последних интересных музейных находках и представил новый фильм «От Дзержиново до Лубянки» (совместное производство ФСБ России и КГБ Беларуси) о жизни и деятельности своего деда, основателя советских органов госбезопасности Феликса Эдмундовича Дзержинского.

После фильма с информацией о восстановлении памятника Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому на его историческом месте на Лубянской площади выступила известный юрист, дочь заслуженного чекиста Андрея Петровича Фролова, адвокат Флоранс Ленская, которая сказала: «Я хочу рассказать о необходимости той деятельности, которой я сейчас хочу себя посвятить. Моя миссия – это восстановление памятника Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому на Лубянской площади. Не только по зову собственного сердца, не только потому что мой отец всю жизнь отдал органам безопасности – он и мне привил любовь и почитание, сказав: “Пока памятник будет стоять – и держава наша стоять будет”. Сегодня мы видим и клевету, и очернение – много было всего, и много будет всего. Но сейчас настало время, чтобы мы все пошли по этому пути. Я считаю, что это историческая необходимость. Его жизнь – наша борьба. Его смерть – наша утрата. А памятник ему – наше наследие. Лубянская площадь будет восстановлена и приобретет свой действительный смысл только тогда, когда там будет стоять памятник. Я изучила юридические аспекты того, как это сделать. Они достаточно сложны. Дважды обращались и в Верховный суд, и в Мосгорсуд с соответствующими исками – и дважды было отказано. Я с коллегами нашла эти ошибки, и мы пойдем другим путем. И мы добьемся в юридическом плане восстановления этого памятника. Но нам нужна поддержка каждого из вас – духовная, словом ли, делом ли. Нас поддерживает молодежь. Нас поддерживает более старшее поколение. Я общалась с представителями общественных, юридических организаций, системы МВД. Нас очень много. Но я также понимаю, какое будет оказано сопротивление со стороны фронды, со стороны СМИ – но сейчас уже оно будет против нас бессильно. Время уже смыло налет грязи, налет неправды, налет исторической фальсификации. И я думаю, что сейчас мы победим. Мы уже начали это движение. Вопрос только в том, чтобы мне доверили потомки Феликса Эдмундовича Дзержинского, потому что должна быть бессрочная доверенность, и семья скульптора Вучетича. Только по доверенности я смогу выступать. Я надеюсь, что мне удастся всех убедить в том, что это то дело, которое оставит глубокий след в нашей истории. И я прошу вас присоединиться к этой миссии. Поскольку здесь присутствует много творческих людей, я также хотела бы выразить свою мысль стихами:

 

Печать на устах – это молчать,

Говорить о нём – это кричать,

Гордость страны – он герой,

Тот, кто молчит – просто немой.

 

Я прошу вас не забывать, что есть такая сила. Я прошу вас знать, что мы победим. И я прошу вас поддерживать тех, кто идет этим трудным путем – словом, делом, мыслью, энергией и просто вашим участием. Спасибо вам большое!»

 

 

***

Терновый венец казачества

 

         24 января исполнилось 99 лет со дня обсуждения Оргбюро ЦК ВКП(б) «Циркулярного письма об отношении к казакам» и принятия секретной директивы «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», подписанной Председателем ВЦИК Я. Свердловым. Этот документ послужил запальным шнуром процесса уничтожения уникальной, единственной во всём мире, военизированной, самоуправляемой социально-культурной общности россиян, веками расширявшей и защищавшей рубежи России, по сути – иммунной системы государства.

 

После недолгого заигрывания с казаками  в конце 1917 и начале 1918 годов, с целью нейтрализовать их и привлечь на свою сторону, что в значительной степени удалось сделать на первом этапе становления Советской власти, начались массовые зачистки казачьих территорий от «контрреволюционных элементов» - офицеров, унтер-офицеров, местной интеллигенции, георгиевских кавалеров, зажиточных казаков и середняков, учителей, юнкеров и кадетов, авторитетных стариков, народных судей, членов их семей, и всех сочувствующих. Если в сражениях Первой мировой войны с 1914 по 1918 годы погибло около 10 тысяч донских казаков, то за годы гражданской войны счёт убитых и погибших от голода и болезней только на Дону шёл на сотни тысяч. А всего из пятимиллионного населения 11 казачьих войск и отдельного Якутского полка в живых осталось меньше половины. И те подверглись новым репрессиям, раскулачиванию и высылкам в Сибирь и Среднюю Азию в последующие годы.

 

Об этом и многом другом из славной и трагичной истории казачества говорилось на литературно-музыкальном вечере памяти «Терновый венец казачества», организованном и проведённом в московском Доме культуры «Гайдаровец» 23 января известным поэтом, прозаиком и переводчиком, председателем казачьей секции Союза писателей России, полковником запаса Валерием Латыниным.

 

Валерий Анатольевич рассказал собравшимся в зале потомкам казачьих родов не только о репрессиях большевиков, но и о притеснениях казачьей вольницы царской администрацией в 17 и 18 веках, вызвавших  народные восстания под предводительством Степана Разина и Кондратия Булавина;  об уводе атаманом Игнатом Некрасовым в 1809 году казаков на Кубань, подвластную в ту пору Османской империи. Это была вынужденная мера для спасения тысячей человеческих жизней от лютости царских карателей. Казаки-«некрасовцы» почти 300 лет прожили в Турции, Болгарии и Румынии и только в 1946 и 1962 годах тысячи семей возвратились в СССР, поселившись в Ставропольском крае и на юге Украины. Многие семьи (более 100 тысяч человек) до сих пор живут в приютивших их странах.

Вспомнил ведущий и о возникновении движения за возрождение казачества в Москве, которое началось 30 лет назад с такого же вечера памяти о расказачивании, проходившем в ДК Метростроя. После чего его участники загорелись желанием создать и официально зарегистрировать Московское землячество казаков. Что и было сделано 5 января 1990 года. А следом начался массовый процесс создания казачьих общественных организаций на территориях традиционного проживания казаков и в местах их вынужденного переселения. Через полгода в Москве прошёл Учредительный большой круг, создавший всероссийскую организацию «Союз казаков», объединившей в своих рядах сотни тысяч казачьих потомков.

 

Казаки, как могли, пытались защищать целостность страны, построенной их предками. Они с оружием в руках сражались против молдавских и румынских националистов в Приднестровье, в других «горячих точках», защищали Верховный Совет России и охраняли Конституционный суд в октябре 1993 года, добровольно вставали в ряды сербских подразделений, противостоявших разрушению единой Югославии. Да и ныне десятки тысяч казачьих потомков не позволяют украинским националистам навязать бандеровский режим на землях донских казаков, подаренных Советской властью Украине, в Донбассе. Многие отдали за это свои жизни. Участники вечера почтили минутой молчания погибших в постсоветский период собратьев, среди которых был и бесконечно любимый соратниками товарищ атамана Союза казаков полковник В.В. Наумов, убитый двумя наёмниками в Московской области в августе 2004 года.

 

На вечере выступил один из потомков «некрасовцев», родившийся в Болгарии, а затем перевезённый родителями в СССР, подполковник в отставке И.Т. Рыбаков. Он поведал о судьбе своего рода, о тех общинах, которые до сих пор существуют в Болгарии и Румынии, сохраняя русский язык, обычаи и традиции, старую веру предков.

 

Казачья фольклорная группа «Батеев круг» под руководством Олега Бухтиярова исполнила несколько любимых народных песен. Прозвучали также песни на стихи В. Латынина «Орлиное гнездо», «Казачья молитва» и «Казачий лампас» в исполнении заслуженного артиста России Леонида Шумского (он же – автор музыки к «Орлиному гнезду»); Кубанского академического казачьего хора и ансамбля Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова (в записи).

 

Казаки-литераторы Леонид Крупатин и Геннадий Подшивалов читали свои стихи о казачестве. В зале царила атмосфера взаимопонимания и единения казачьих душ. Поэтому не удивительно, что и по завершению вечера, который длился 3 часа, многие из его участников не торопились покинуть Дом культуры, а продолжили разговор на важную для них тему.

Наталия ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ.

 

***

В ДОМЕ ВЫСОЦКОГО ЧЕСТВОВАЛИ ВЫСОЦКОГО

 

20 января в Доме Высоцкого на Таганке состоялся всероссийский фестиваль-конкурс «Я люблю - и, значит, я живу!», посвящённый 80-летию В.С. Высоцкого. Организаторы мероприятия: проект #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ и Александр Бутрин, более известный под псевдонимом ALEX KEEPER. 

Участники фестиваля отбирались в течение нескольких недель на конкурсной основе: желающие выступить присылали видеозаписи. Организаторы ознакомились со всеми присланными работами: с художественным прочтением произведений В.С. Высоцкого, с исполнением его песен, а так же с авторским творчеством. В конечном итоге было выбрано 15 сильнейших поэтов и музыкантов, которые позже выступили в Доме Высоцкого и поборолись за победу в фестивале. 

Проектом были отобраны удивительно непохожие друг на друга конкурсанты: для кого-то выступление на фестивале оказалось первым в жизни сценическим опытом, а кто-то уже давно радует публику своим появлением; кто-то родился и вырос в столице, а кто-то приехал в Москву специально ради мероприятия; кто-то совсем недавно окончил школу, а кто-то воспитывает своих детей-школьников. Но, стоит отметить, что, несмотря на разницу в возрасте, в областях деятельности и во многих других жизненных аспектах, участники, объединённые проектом #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ, имеют много общего: все они искренне любят творчество В.С. Высоцкого, живут созданием своих музыкальных или поэтических материалов. 

Главным качеством проекта #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ является его народность. Организаторы не забывают о том, что полюбилось зрителю, поэтому перед началом мероприятия снова была проведена лотерея для всех пришедших. И участники, и зрители признались, что были в восторге от мероприятия: от атмосферы, от качества выступлений, от непредсказуемости результатов. Каждому запомнилось что-то своё. Проект работает на добровольной бесплатной основе, здесь люди делают всё ради людей. К сожалению, при организации мероприятий часто возникают финансовые сложности, поэтому проект ищет партнёров и спонсоров для своих мероприятий, а так же надеется на поддержку и помощь тех, кто может её оказать. 

Все финалисты конкурса уже являлись победителями: их работы оказались лучшими среди тех, кто хотел принять участие в фестивале. Но жюри и залу предстояло выбрать среди них тех, кто запомнился и понравился им больше всего. По мнению зрителей, лучшим конкурсантом оказался Владимир Томшин. Среди поэтов, по мнению жюри, лучшим оказался Алексей Евдокимов, а лучшим музыкантом стал Вячеслав Моногаев. Илья Иванов получил награду им. В.С. Высоцкого. Зал был тронут, когда он посчитал нужным отдать свою победу Дмитрию Зарубину, приехавшему из Новосибирска в свой День Рождения, чтобы поучаствовать в фестивале. 

Конкурс завершился песней В.С. Высоцкого «На Большом Каретном», исполненной Владимиром Маем и всеми, кто находился в зале. Стоит помнить, что творчество В.С. Высоцкого живо благодаря тем, кто помнит наизусть, кто слушает и исполняет его стихи и песни. Мы помним и будем помнить. 


Аяна Григоренко 

***

«БЛОКАДНАЯ КРОВЬ» НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ

 

В Центральном музее Великой Отечественной войны, что на Поклонной горе, в малом кинозале, состоялся премьерный показ документального фильма «Блокадная кровь». Произошло это 18 января – в день 75-летия прорыва блокады Ленинграда…

Фильм представили: Фёдор Смуглин, вице-адмирал, заместитель директора Музея; Сергей Миронов, известный политик, оказавший поддержку создателям фильма; Александр Городницкий, известный поэт-песенник; Дмитрий Каралис, автор сценария фильма; Элеонора Лукьянова, юная режиссёр картины; Фёдор Попов, генеральный директор киностудии «Стелла», создавшей фильм…

Лента «Блокадная кровь» рассказывает о подвиге Ленинграда с довольно неожиданной стороны. А именно: о том, что голодный замерзающий город снабжал фронт не только оружием и боеприпасами, но и кровью – в самом прямом смысле этого слова! На протяжении всей войны десятки тысяч ленинградцев являлись  донорами!..

Так что фильм этот – о блокадной крови во всех смыслах этого понятия: и a физиологическом, и в метафорическом, и в героическом, и даже в мистическом…

Хотя, признаться, именно этот, мистический смысл выражения остался, на мой взгляд, немного недораскрытым…

Историю Великой Отечественной войны я знаю вроде как неплохо – во всяком случае, льщу себя надеждой. Однако постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда приоткрывается какой-то ещё один уголок в её историографии. Как вот теперь…

Фильм рассказывает о том, что на протяжении всей войны в Ленинграде действовал Институт переливания крови. И жители осаждённого города приезжали сюда, чтобы поделиться ею с фронтом.

Крови фронту остро не хватало, несмотря даже на донорство!.. В результате в институте разработали, прежде всего, растворы, частично восполняющие эту нехватку,  а также технологии хранения, транспортировки и применения как самой крови, так и кровезаменителей… Достаточно сказать, что с «Большой земли» это важнейшее для спасения раненых средство в Ленинград не завозили вообще, а вот в обратном направлении – отправляли, снабжая, в частности, Волховский фронт!

Ну как удержаться!.. Мой дедушка, Пётр Евсеевич Лобач, воевал именно на Волховском фронте. Получил тяжелейшее ранение – после этого на всю жизнь остался инвалидом… Конечно же, спасая его, медики не могли бы обойтись без переливания крови… Кто знает, быть может, ему досталась именно ленинградская кровь, потому и прожил дедушка ещё так долго?..

Параллельно авторы фильма рассказывали и о самой крови. О том, что она хранит в себе информацию о предках своего носителя…

И в целом о донорском движении шла речь. В частности, о том, что в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны развитию этого вопроса уделялось огромное внимание. По всей стране сформировалась целая сеть соответствующих медицинских учреждений – институтов, пунктов, кабинетов… В короткое время в Советском Союзе количество мединститутов увеличилось в пять раз – с 17 до более семидесяти. Соответственно, кратно возросло число квалифицированных медсестёр, которые (в тех условиях! теми иглами!) осуществляли забор крови.

Движение поддерживалось и соответствующей пропагандистской кампанией. В ходе «незнаменитой» Финской кампании нарабатывался практический опыт действий медицинских работников в полевых условиях, и в частности, переливания крови… И снова приходится повторять слова, написанные несколькими строками выше: требовалось ведь обучить резко возросшее число медработников, способных организовать переливание непосредственно в боевой обстановке.

А вот с Германией дело обстояло иначе. Накануне нападения на СССР в полевых медицинских учреждениях вермахта запас крови создали минимальный – зачем её больше для блицкрига! И когда начались потери, этот запас исчерпался очень быстро. Как известно, истинному арийцу кровь вливать полагается только арийскую!..  Но где её столько набрать – при нарастающих потерях?..

Вот тут-то и придумали идеологи расовой теории, что детская кровь – универсальна, и её можно использовать на благо Великой Германии вне зависимости от национальности. И оккупированную территорию Советского Союза покрыла целая сеть детских концлагерей, в которых из юных тел выкачивались её живые соки…

Жаль, что этого не видит и не слышит уренгойский Коленька-несмышлёныш и иже с ним… Впрочем, он уже не поймёт…

И ещё один аспект затронул фильм.

Речь идёт о том, что за время блокады у жителей города изменился физиологический состав крови, её, казалось бы, незыблемая, структура. В общем-то, этот факт вполне закономерен. А вот что стало для меня неожиданностью – что в Институте в самые трудные дни блокады продолжали проводиться исследования, что эти изменения фиксировались, изучались…

О деятельности Ленинградского института переливания крови в фильме говорится постоянно. Вклад его в том, что город выстоял, поистине неоценим. Отсюда на фронт отправилось просто немыслимое количество крови – в общей сложности пять полноценных эшелонов!

И дальше… По мнению авторов фильма, отмеченные изменения крови остались мало того, что необратимыми – наследственными!  Они считают, что все потомки блокадников наследуют некие качества, которые обрели их предки в те жуткие 900 суток…

Вот такой премьерный показ состоялся в Музее на Поклонной горе.

Хороший фильм, нужный, важный, с огромным познавательным и воспитующим потенциалом.

Наверное, маститый кинокритик найдёт в картине какие-то огрехи. Например, лично на мой взгляд, следовало чуточку больше сказать о неком Петрове, который разработал тот самый кровезаменитель, который отправлялся из Института на фронт, и который, соответственно, спас многие сотни тысяч,  а то и миллионы жизней.

Но в целом фильм, повторюсь, очень нужный… Право, его должны увидеть как можно больше людей.

Однако тут мы упираемся в проблему, о которой речь идёт постоянно.

Что мы видим по телевизору?.. И как в эту сетку грязной развлекухи воткнуть столь нужную картину?.. Найдётся ли для неё местечко?.. Разве что в неудобное время по второстепенному каналу…

Может, хоть «Звезда» его возьмёт, или «Спас»…

Ну и ещё считаю нужным отметить…

Мы с Дмитрием Каралисом знакомы уже более двух десятков лет. Правда, реально виделись за это время буквально несколько раз, а так – по переписке.

В середине 90-х я служил в редакции газеты «Красная звезда». И как-то получил задание отправиться в Санкт-Петербург, где тогдашний начальник Военно-медицинской академии Юрий Шевченко провёл уникальную операцию – солдат получил ранение в сердце, однако остался жив, и хирург извлёк пулю… Во время той поездки я и познакомился с Дмитрием. Известный публицист, он произвёл на меня сильное впечатление такими качествами, как эрудиция, интеллигентность, благожелательность…

Особенно запомнился мне с тех пор его рассказ о железной дороге, проложенной вдоль южного берега Ладожского озера после того, как Красная армия проломила кордиор сквозь блокаду Ленинграда. По этой колее шли поезда, несмотря на то, что располагалась она в зоне поражения артиллерией гитлеровцев, и эшелоны подвергались постоянным обстрелам. В Ленинград везли продовольствие, боеприпасы, обратно – в основном людей, а также, что особенно актуально для данной публикации, кровь. Отец Дмитрия служил машинистом паровоза, и сколько раз он провёл поезда по этому смертельно опасному маршруту, неведомо никому.  Каждая такая поездка становилась подвигом!..

Все мы относимся к памяти о наших родителях и более отдалённых предках по-разному. Дмитрий память о фронтовом прошлом отца не только чтит и лелеет – он её старается донести до молодёжи.

Вот на этом и завершу.

От души желаю фильму и его создателям светлого будущего!

 

Николай СТАРОДЫМОВ

***

«ДЫШИ ПОЭЗИЕЙ!», СОВРЕМЕННИК!

 

2 декабря в Центре Культуры И.М. Астахова отшумел финал первого сезона музыкально-поэтического чемпионата #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ, стартовавшего ещё в июне. Конкурс привлёк внимание около трёхсот авторов-исполнителей со всей России, финалисты же отбирались поэтапно: изначально по видео, затем очно, где участников оценивали как зрители, так и жюри.

Проект #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ уже сейчас входит в число крупнейших поэтических тусовок Москвы и может назвать себя чуть ли не единственной платформой, где помимо поэтов на конкурсной основе выступают музыканты.

Стоит отметить, что на мероприятия проекта приходят не только участники (что является редкостью в современных творческих кругах), но и зрители, желающие посетить мероприятие и получить удовольствие от просмотра выступлений конкурсантов, поддержать своих любимых поэтов, принять участие в лотереях и конкурсах, порадоваться многим другим приятным мелочам и всё это совершенно бесплатно.

Нередко гости отмечают труд «сильнейшей команды» (для подобных мероприятий является нормой, когда организационный состав состоит из 15-20 человек). В это сложно поверить, но организацией всех этапов чемпионата #ДЫШИ_ПОЭЗИЕЙ, его подготовкой и проведением, его финансовой составляющей (без государственной либо спонсорской поддержки) занимался всего один человек — руководитель проекта, поэт и музыкант Александр Бутрин, более известный под псевдонимом Alex Keeper. Возможно, это первый масштабный музыкально-поэтический проект в России, проводившийся таким образом.

Никаких сомнений не оставляет самобытность проекта. Многие идеи по проведению чемпионата в данной сфере использовались впервые и были придуманы Александром.

До финишной прямой дошло 25 конкурсантов. Им предстояло помериться силами в номинациях «поэзия», «авторская песня» и «приз зрительских симпатий» (у поэтов и музыкантов он был отдельный). Особое место занимала награда «лицо времени им. С. Бодрова -младшего», предназначенная для конкурсанта, который своим произведением наиболее ярко отразил проблемы современного поколения. Единогласным решением жюри статуэтка досталась поэту Алексею Евдокимову, который признался, что является поклонником таланта актёра и режиссёра.

Несмотря на конкурсную основу прошедшего мероприятия, и участники, и зрители в очередной раз говорили о душевной и ламповой атмосфере чемпионата:

«Проект дал всем нам возможность не только слушать и слышать, но и быть услышанными, открыл множество новых талантов. Побеждать в любом случае приятно, но провести вечер в компании настолько прекрасных и творческих людей приятнее во сто крат! Все мы и впрямь дышим поэзией!» - отмечает финалистка Полина Сморудова.

Юлия Анохина, которой предстояло стать обладательницей приза зрительских симпатий в номинации «поэзия», перед выступлением поделилась своими впечатлениями: «Этот проект позволил мне обрести голос! Такой тёплой атмосферы в условиях соревнования я ещё никогда не видела! Это невероятно!»

Отличным подтверждением «тёплой атмосферы» стало вручение приза зрительских симпатий в номинации «авторская песня» Вячеславу Моногаеву. После непродолжительных намёков от поэта Камиллы Лысенко, которая на правах жюри объявляла призёра в данной номинации, зал встретил своего любимца, напевая привев его песни «Спой со мной».

«Не нужна мне малина, не страшна мне ангина, не боюсь я вообще ничего! Лишь бы только Мальвина, лишь бы только Мальвина, лишь бы только Мальвина обожала меня одного...» - заключил член жюри, поэт Вениамин Борисов, объявляя победительницу в номинации «поэзия», и зал взорвался. Выход на сцену Дарьи

Бирюковой, выступающей под псевдонимом Мальвина Матрасова. Так вышло, что у Мальвины, во время её выступления, в первый и в последний раз за вечер, отказал микрофон. Чуть позже, руководитель проекта при поддержке всего зала попросит Мальвину подняться на сцену снова и прочитать ещё одно своё произведение, чтобы восстановить справедливость. «Спасибо за возможность выступить еще раз. Сегодня я на самом деле выступаю за двоих.» - с самой искренней улыбкой скажет поэт, а зал раздастся овациями. Пройдет всего несколько дней, и Мальвина родит прекрасного мальчика.

Невероятно трогательно также то, что Мальвина нашла время, чтобы прислать следующее: «Это праздник, частью которого мне посчастливилось стать. Спасибо за то, что они не боитесь действовать и зовёте других присоединяться. Творите историю здесь и сейчас. Спасибо, что мне удалось стать частью этой истории!»

Гран-при чемпионата в номинации «авторская песня» досталось лидеру группы «Иделис» Михаилу Перову. В своей речи автор отметил высокий исполнительский уровень других финалистов, назвав эту победу общей. «Главная награда - находиться с вами в одном зале, выступать на одной сцене, писать и делить эту ни с чем несравнимую энергетику» — подытожил музыкант.

Поддержал мнение коллеги и Константин Зубенко: «Мы выиграли! Выиграли возможность стать лучше, возможность заявить о себе! Возможность насладиться выступлениями удивительных людей, живущих где-то рядом, среди нас».

Стоит отметить, что музыканты делом подтвердили свои слова. Так, например, сам Константин помог с музыкальным сопровождением певице Кристине Незвинской, которая решила выступать под «живую» гитару.

Финальным аккордом всего праздника стала неожиданная импровизация, которую музыканты подарили всем собравшимся, исполнив вместе с Александром Бутриным пару песен. Гитары, скрипка, труба, пианино незаметно подхватывали и вели мелодию, а зрители не могли поверить, что это не является заготовленным сценарием.

Остаётся только догадываться, на что способны все эти таланты, если объединить их вместе. Может быть, ответ подарит нам следующий сезон?

 

Аяна Григоренко.

Общеписательская Литературная газета № 3(100), март 2018 г.
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24

Последние обновления на сайте МСПС:

24.04.2018. Обзор литературного журнала «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» (журнал нижегородских писателей) № 52, 2017 год http://m-s-p-s.ru/news/2707 

23.04.2018. Русский мiръ в Риме. О выставке в Италии выпускников Академии Ильи Глазуноваhttp://m-s-p-s.ru/news/2706  

23.04.2018. Крепость талантов «Сухумской крепости». В МСПС прошла презентация сборника стихотворений поэтов Абхазии «Сухумская крепость» на русском языке, изданного в рамках литературного проекта МСПС «Поэты в переводах». http://m-s-p-s.ru/news/2705

22.04.2018. Два с лишним года продолжается разнузданная травля пятнадцати старейших и самых авторитетных писателей Оренбуржья. Что же ставят им в вину, чем они так насолили нынешнему руководству Союза писателей России? Об этом рассказывает оренбургский поэт Виталий Молчанов. http://m-s-p-s.ru/news/2704

21.04.2018. Депутат Госдумы и известный писатель Сергей Шаргунов выступил на всеармейском съезде писателей  http://m-s-p-s.ru/news/2703

20.04.2018. Библиотека имени Н.А. Некрасова открыла новый сайт своих оцифрованных фондов http://m-s-p-s.ru/news/2702

19.04.2018. Электронное издательство Bookscriptor учредило литературную премию http://m-s-p-s.ru/news/2701

18.04.2018. Историк Алексей Толочко: «История любит мерзавцев» (почему попытки пропустить украинскую историю через националистический фильтр во многом объясняет случившуюся в стране трагедию) http://m-s-p-s.ru/news/2700

17.04.2018. Писатель-орденоносец из Челябинской области Александр Ушков о событиях вокруг XV съезда Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2699

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Окончание статьи http://m-s-p-s.ru/news/2698

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Начало статьи http://m-s-p-s.ru/news/2697

15.04.2018. Исполком МСПС поздравляет Андрея Дмитриевича Дементьева с вручением ему литературной премии Минобороны России! http://m-s-p-s.ru/news/2696

14.04.2018. Стартовал Всероссийский конкурс "Самый читающий регион" – 2018 http://m-s-p-s.ru/news/2695

13.04.2018. Международный литературный форум «Славянская лира-2018» (Беларусь-Россия-Украина) приглашает http://m-s-p-s.ru/news/2694  

12.04.2018. Памятник писателю Ивану Тургеневу установят в Москве в Хамовниках http://m-s-p-s.ru/news/2692

11.04.2018. В рамках издательской программы МСПС (проект МСПС «Поэты в переводах») в издательстве «У Никитинских ворот» издан сборник абхазских поэтов «Сухумская крепость» http://m-s-p-s.ru/news/2691

11.04.2018. В издательстве «АСТ» вышел сборник малой прозы 1-го заместителя председателя Союза писателей России, депутата Госдумы России Сергея Шаргунова «Свои». Среди героев — как знаменитые предки автора Русановы, так и совершенно посторонние люди. «Потому что все — свои. Потому что всех жалко». О памяти, «головоломке и наставнице», судьбе, ее превратностях и чудесах человеческой стойкости – беседа с писателем http://m-s-p-s.ru/news/2690

10.04.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов поздравляет легенду отечественной журналистики Мэлора Стуруа с 90-летием, желает ему многая благая лета и публикует его новую статью о необычных встречах в Лондоне с Анной Ахматовой и Мариэттой Шагинян http://m-s-p-s.ru/news/2689

10.04.2018. Новости премиального процесса: «Объявлен короткий список соискателей премии «Национальный бестселлер» - 2018» и «Опубликован короткий список номинантов литературной премии Норы Галь 2018 года» http://m-s-p-s.ru/site/41

09.04.2018. Илья Резник вызвал на поэтическую дуэль Андрея Дементьева http://m-s-p-s.ru/news/2688

07.04.2018. Законопроект о замене 50-летнего срока охраны авторских прав произведений, срок которых не истек к 1 января 1993 года, на 25-летний срок действия авторского права внесен в Госдуму депутатом Олегом Смолиным (КПРФ) http://m-s-p-s.ru/news/2687

06.04.2018. Что происходит с Домом Ростовых (усадьбой Соллогуба) - памятником культуры федерального значения? Ремонтируется ли он? Каковы перспективы усадьбы, в которой располагается Международное сообщество писательских союзов? Об этом - в трёхминутном репортаже программы "Вести" на главном телеканале страны "Россия-1"   http://m-s-p-s.ru/news/2686

04.04.2018. Награды победителям – издание книг в издательской программе МСПС!  Литературный конкурс имени Сергея Михалкова ждёт ваши книги http://m-s-p-s.ru/news/2685

03.04.2018. В рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов вышло собрание сочинений известного мастера слова Ивана Савельева http://m-s-p-s.ru/news/2684

02.04.2018. Не могу молчать! Член Союза писателей СССР (ныне России) с 1977 года Елена Иванова (г. Ставрополь) делится своими впечатлениями о XV съезде СПР http://m-s-p-s.ru/news/2683

29.03.2018. Без надежды на обновление. Член Союза писателей России из Оренбурга Александр Филиппов делится размышлениями об итогах XV съезда СПР http://m-s-p-s.ru/news/2682

29.03.2018. Известный писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов встал на защиту украинцев, спасающихся в России от преследования украинских силовиковhttp://m-s-p-s.ru/news/2681

29.03.2018. Мнение председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова о XV съезде СПР  http://m-s-p-s.ru/news/2680

28.03.2018. Поэт Диана Кан высказывает своё мнение о XV съезде Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2679

27.03.2018. Станислав Куняев отвечает Николаю Иванову на его заметку о съезде от 22.03.2018  http://m-s-p-s.ru/news/2678

20.03.2018 - 26.03.2018. Станислав Куняев о съезде так называемых "победителей" - XV съезде Союза писателей России:

часть 1 http://m-s-p-s.ru/news/2669 ;

части 2, 3 и 4   http://m-s-p-s.ru/news/2673 ;

часть 5  http://m-s-p-s.ru/news/2674 ;

часть 6   http://m-s-p-s.ru/news/2675;

окончание http://m-s-p-s.ru/news/2676 .

20.03.2018. Роман Ивана Переверзина «На ленских берегах» увидел свет во всемирной серии «100 лучших романов» в издательстве «Вече»  http://m-s-p-s.ru/news/2668

   
Адрес: Москва, ул. Поварская, 52
Тел.:+7 (495) 691-64-03
E-mail: povarskaja-52@mail.ru
создание сайтов
IT-ГРУППА “ПЕРЕДОВИК-Альянс”