МСПС в гостях у... » МСПС в гостях у... - 12

ТРУДОВАЯ ДОБЛЕСТЬ РОССИИ: ДА НЕ ПОМЕРКНЕТ!

 

В Конгресс-центре Центра международной торговли, что по Краснопресненской набережной, 12, состоялась Всероссийская конференция «Честь – по труду». Проводила её Всероссийская общественная организация Героев, кавалеров государственных наград и лауреатов Государственных премий «Трудовая доблесть России».

Право, давно я не видел такого количества штатских людей, имеющих столько наград! Глаза разбегались от Золотых Звёзд и орденов – в абсолютном своём большинстве мирных, не боевых. Генералы и адмиралы тут тоже присутствовали, но всё же среди наград преобладали те, что вручаются, а точнее, раньше вручались за трудовую доблесть, за успехи в созидании…

С докладом на конференции выступил Председатель Центрального правления Организации Герой Социалистического Труда Алексей Лёвин. Алексей Гаврилович сообщил, что в работе мероприятия принимают участие 39 делегаций из регионов России, а также делегации от 40 организаций – ассоциированных членов. Число присутствовавших докладчик не назвал, но вряд ли ошибусь, если скажу, что до тысячи человек собралось.

Лично мне доклад понравился. Чёткий, ёмкий, компактный, и в то же время насыщенный информационно, да и эмоционально. Главная беда нашего современного общества состоит в том, как следовал вывод из доклада, что пренебрежительное отношение к человеку труда стало нормой, что наши СМИ и произведения «культуры» культивируют ценности и нормы жизни, далёкие от воспитания молодёжи в духе уважения к труженикам, руками которых и создаются материальные блага. Алексей Гаврилович процитировал слова нашего замечательного актёра и поэта Михаила Ножкина, что отечественные СМИ работают над тем, чтобы исчезло само понятие героизма. Очень мало выходит книг и документальных фильмов о человеке труда…

Под бурный аплодисменты зала Алексей Лёвин предложил возродить звание Герой Труда для поощрения доблестного труда на благо страны.

В своём докладе Алексей Лёвин сказал добрые слова в адрес наших коллег – Валентина Распутина и Михаила Ножкина.

Во время конференции выступили: Генеральный директор Центра международной торговли Валерий Серов, генерал армии Виктор Ермаков, Герой России Игорь Станкевич, представитель Ростовского регионального отделения Организации Екатерина Константинова, летчик-испытатель вертолётов, один из последних Героев Советского Союза Гурген Карапетян, президент Академии труда и социальных отношений Николай Грищенко и другие.

Общее, что объединяло все выступления, состоит вот в чём. Почти во всех выступавшие высказали озабоченность положением дел в современной России, и в то же время возлагали надежду, что вновь избранный Президент России исправит ситуацию.

 

Соб. инф.

***

ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ

 В городской библиотеке подмосковного городка Кашира член Союза писателей России поэт Хайдар Бедретдинов провёл урок знаний  для школьников старших классов. Тема касалась краеведения и называлась «Яблоневый рай». Хайдар рассказал о влиянии ландшафта на сознание, образ жизни и творческие возможности людей согласно учению об этногенезе, изложенном Львом Гумилёвым в его труде «Этногенез и биосфера Земли», об истории заселения московской Руси, в частности, Каширского края. Подвиги и славные дела именитых каширян нашли отражение, рассказывал гость,  даже в названиях каширских улиц, отображая различные исторические пласты. Отметил он также роль краеведческого музея и музея кукол в воспитании патриотизма и любви к родному краю. Изложил свою версию названий городов по берегам Оки. Рассказал о помощи воинов-понтонёров войсковой части, расквартированной в Кашире, в восстановлении и строительстве новых мостов в Чечне, в Ливане и Афганистане. Ратовал за тягу к знаниям. Привёл примеры из жизни самых разных людей, которых разносторонние знания порой выручали в нестандартных ситуациях.

В заключение постарался донести, сколь сложен и напряжён труд учителей, которые отдают всё своё время, энергию, душу в их воспитание и образование. Призвал любить, уважать учителей, быть терпимыми к их человеческим слабостям. Всё выступление, естественно, перемежалось стихами о Кашире.

 

  БЫЛИНА

 

Не пора ли, разумная братия,

Миром всем осудить безобразия:

Младость всем иноземным прельщается –

Древлеславный уклад ущемляется.

Ажно вместо исконной глаголицы

Грекам пришлым с кириллицей молятся.

У Бояна былинные струны

Вдруг поют скандинавские руны.

Вон, товарки, на суздальских выселках,

Как булгарки, расшитые бисером.

А в обрядовых наших стенаньях

Стали слышны шамана камланье.

Что за ритм – половецкие пляски –

Это след от невест басурманских.

Понаехали фряжцы, варяги.

Немцы, чудь к нам несут свои флаги.

И в славянских уж слышится песнях

И мордвы мелодичность и веси.

Что ты, батюшко, брось, не витийствуй:

В нашей музыке чин Византийский!

Византийский? – такая есть версия,

Но наследство её -  всё ж из Персии.

Душу трогает песня ямщицкая –

В ней протяжность степи не калмыцкой ли?

А комаринский спляшет мужик –

В ритме западных скерцо и жиг.

Подарил нам язык наш чистейший

Внук арапа великий и грешный.

А оплакал его непреклонный

Иноземных корней внук Лермона.

Путь России восславил как сын

Внук татарский Карамурзин.

И до творчества люди охочие:

Богомазы и книжники, зодчие:

Феофан, братья Фиорованти…

Сколько в Русь ими вложено страсти!

Тьма народов  на нашей земле

Сто культур замесило в котле

И достигли достойных вершин,

Став загадкою русской души!

 

 

КАШИРСКИЕ УЛИЦЫ

 

Где Ока свободно ширится

Под белою горой,

Назвали град Каширою

Далекою порой.

 

Купецкими лабазами

Смотрели на суда

Стрелецкая, Рыбацкая,

Ямская слобода.

 

Отмечен город ранами,

Встречал мечом орду,

И звон «Николы Ратного»

Сулил врагам беду.

 

Пропела революция

Иные времена,

И получили улицы

Другие имена.

 

Так, родилась Коммуны,

Свободы, Ильича...

И городок как будто

Раздался чуть в плечах.

 

Как били немца злого,

Мы помним до сих пор;

Здесь конница Белова

Дала врагу отпор.

 

Сбегает Спуск Колодезный

С былинного холма.

Живет в названьях образных

История сама.

 

А если черной вестью

Нагрянет вдруг беда,

То встанут в строй все вместе:

Коммуны и Советская,

Пушкарская, Стрелецкая,

Ямская слобода.

Соб инф.

 

***

ВЕТЕРАНСКОЕ «БЛАГО-ДАРЕНИЕ»

 

Для чего нужны клубы по интересам? Ну ладно, в былые времена, когда не имелось ни сотовой связи, ни Интернета, ни даже телевизора (совсем уж каменный век) – тут всё понятно. Человек всё же существо социальное, ему необходимо общение. Но сейчас-то, в век продвинутых технологий и развитых коммуникативных связей! Сейчас зачем люди встречаются после служебного дня? И ладно бы ещё, как в старые добрые времена, под коньячок – так нет же, просто посидеть за чашкой чаю… Общение?.. Так ведь целый безграничный Интернет к твоим услугам!.. Ан нет же – нужно собраться, нужно поговорить, мыслями поделиться, просто в глаза друг другу посмотреть… Ну и главное – стихи свои почитать; потому что так уж повелось, что поэт не может не читать свои стихо-Творения вслух!

Нет, не понять простому обывателю человека творческого!

Вот так и сложился Поэтический клуб «Благо-Дарение» при Центральном клубе (или иначе Культурном центре) МВД России. Он совсем ещё молод – едва исполнилось полгодика. Состоялось всего несколько собраний его участников. И на каждое последующее приходит всё больше гостей. Так что нет сомнения, что у клуба есть будущее!

История, да и день нынешний, свидетельствуют, что среди людей в погонах всегда было и остаётся много творческих талантов. В полной мере это относится и к сотрудникам органов внутренних дел. Однако не секрет и то, что для любого благого дела обязательно должен найтись некто, кто возьмёт на себя бремя организаторской работы. Физикам хорошо известен этот феномен: перенасыщенный раствор может сколь угодно долго оставаться просто раствором, пока в него не попадёт некое тело, которое спровоцирует мгновенную кристаллизацию растворённых солей. А как в химии катализатор ускоряет химическую реакцию!.. Но мы ведь – тоже часть природы!

В «Благо-Дарении» роль катализатора объединения творческих людей сыграл Игорь Астапкин – генерал-лейтенант внутренней службы, первый заместитель председателя Российского совета ветеранов органов внутренних дел, член Союза писателей России. Вокруг него тут же сложилась инициативная группа: Сергей Златкис, Игорь Михалевич, Юрий Азаров, Игорь Алексеев…

Сегодня можно твёрдо сказать, что инкубационный период развития Клуб «Благо-Дарение» завершился. Начинается обычная творческая работа – насколько, конечно, творческая работа может быть обычной.

На заседаниях Клуба побывали и стали его членами немало известных в творческих кругах людей. Среди них – Валерий Поваляев, Леонид Головнёв, Владимир Бурыкин, Василий Сапунов, Владимир Гаврилов, Александр Алексеев и другие. Почтили своим вниманием Клуб и прекрасные дамы ­– и было бы удивительно, если бы этого не произошло, коль его организовали офицеры, эти извечные почитатели женского обаяния. Среди них – Лариса Пантелеева, Наталья Алексеева, Ирина Астапкина, Марина Сирота… К слову, очаровательная и улыбчивая Марина Владимировна является главным редактором журнала «Жёны офицеров» - совершенно бесплатно всем заинтересованным лицам сообщаю, что теперь на газетно-журнальном поле России имеется и такое издание.

…На очередном заседании Клуба, которое проходило 2 июня 2011 года, обсуждался проект Устава нарождающейся организации. Что было в документе хорошо, а что не слишком – бог с ним, в конце концов, проходило рабочее заседание, для того участники и собрались, чтобы обсудить поступившие предложения. Только об одном хотелось бы сказать.

Вспыхнул спор о том, как именовать Клуб. Если «поэтическим», то тем самым отметаются все прозаики, барды, художники… Если уточнить «ветеранов (сотрудников) правоохранительных органов», то закрываются двери для людей, которые не подходят под данную категорию… Обсуждение получилось бурным и, похоже, к единому знаменателю участники так и не пришли.

На мой взгляд, вопрос проще, чем кажется. Если его назвать просто «творческим объединением при Клубе МВД», снимутся все вопросы и ограничения. Тогда вопрос, принимать или нет в члены клубы того или иного нового товарища, будут решать в каждом конкретном случае сами его участники, в зависимости от целесообразности.

Ну а потом авторы читали свои произведения.

Всё же в этом вопросе у поэтов грандиозное преимущество перед нами – прозаиками. Стихотворец выходит к микрофону, читает несколько строф – и перед слушателями распахивается целый мир образов и эмоций. Ну а прозаический отрывок донести до присутствующих  сможет только подлинный мастер-декламатор. Да и то – в малых количествах. Это – не зависть, а просто констатация факта.

А вообще о том, насколько непростые отношения царят в любой творческой среде, можно судить по одному только эпизоду, который произошёл на вечере. Актёр и поэт Андрей Варнаев читал поэму Алексея Толстого «История государства Российского». Собравшиеся слушали с большим интересом – даже если кто знаком был с данным произведением, успели его подзабыть, да и мастерство декламатора оказалось отменным. Однако довести выступление до конца Андрею не удалось: один из гостей перебил его – мол, долго микрофон занимаешь, а затем поинтересовался, читал ли он его, спрашивавшего, произведения по данному вопросу. Декламатор виновато улыбнулся и отправился наливать себе чай.

Впрочем, быть может, я и неправ. В конце концов, клуб – он на то и клуб, чтобы собирались единомышленники и, не обращая особого внимания на условности, просто общались между собой. Как, например, один из участников решил позабавиться, полвечера доставая  шутками Валерия Монастырёва – барда-пограничника, с которым мы давно дружим. На что уж Валерий Ипполитович человек не особо обидчивый, но тут даже его проняло!

К слову, Валерий спел здесь свою новую песню. Дело в том, что он недавно принимал участие в «поезде дружбы», который в дни празднования Великой Победы проехал по маршруту Москва–Вязьма–Смоленск–Орша–Минск–Брест. В поезде следовали 200 ветеранов войн и 200 учащихся школ Москвы. Были встречи, были выступления… Одна из акций состоялась в центре Минска, на «острове Слёз» – здесь установлен обелиск, на котором выбита 771 фамилия граждан Беларуси, павших на земле Афгана. Так вот, некогда, ещё десять лет назад, Валерий Ипполитович написал об этом мемориальном комплексе стихотворение. А вот теперь, в преддверии поездки, положил слова на музыку. Так что премьера – не премьера, а мы, собравшиеся в стенах Клуба МВД, оказались в числе первых слушателей новой песни.

Выступал на вечере и известный поэт Владимир Счепицкий. Он прочитал несколько стихотворений из своего нового поэтического сборника «Сотый».

И да простят меня остальные участники встречи, но особенно тронуло меня выступление ещё одного участника. В конце концов, творчество слишком личностно – как для творца, так и для исполнителя, и уж подавно для слушателя. Наверное, никто не станет спорить с тем, что при выступлении нескольких исполнителей кто-то нам нравится больше, кто-то меньше – это вопрос индивидуальности восприятия. Так что, не желая задеть самолюбие кого бы то ни было, хочу сказать, что меня больше всего тронуло выступление Ирины Астапкиной, которая так замечательно и душевно пела под гитару…

 Клуб «Благо-Дарение», как уже говорилось, совсем молод. Однако планы перед собой ставит самые амбициозные.

Так пожелаем же ему удачи на тернистом, но таком манящем творческом пути!

 

***

 

ЛИТЕРАТОР НА ВОЙНЕ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 

 

Передача опыта от ветеранов молодому поколению – важное дело в любой сфере человеческой деятельности. Правда, в творчестве этот процесс идёт труднее – нередко юное дарование считает себя способным идти своей собственной тропой, воспринимая более маститых коллег как замшелые пни у них под ногами… Ну да это – извечная тема для обсуждения, сейчас речь не о том.

Так вот, на факультете журналистики Московского государственного гуманитарного университета им. М. Шолохова (декан факультета кандидат филологических наук Татьяна Владимирова) состоялся мастер-класс. К слову, МосГГУ на днях праздновал свой юбилей – 60 лет со дня основания.

Юные (завтрашние) журналисты обсуждали следующий вопрос. Журналист и писатель на войне, в экстремальной ситуации, на месте теракта – как он должен освещать события, что этично и что неэтично показывать в телеэфире, о чём морально говорить, а что выходит за рамки допустимого…

В качестве экспертов на занятии присутствовали педагоги – Вячеслав Лушкул и Николай Кирмель. Вячеслав Фёдорович занимается историей отечественных спецслужб. Николай Сергеевич, доктор исторических наук, имеет большой журналистский опыт, в настоящее время ведёт сайт «Чекист.ру». Принимал участие в обсуждении вопроса и я. Впрочем, я с самого начала поставил в известность и организаторов занятия, и студентов, что  экспертом в полном смысле этого слова считать себя не могу, потому что чистейшей воды практик, а само по себе понятие «эксперт» предполагает некоторую систематизированную теоретическую подготовку. К тому же эксперт обязан знать и доводить до собравшихся правильную точку зрения, что же касается меня, то я, подобно Сократу, знаю только то, что ничего не знаю, и чем старше становлюсь, тем больше убеждаюсь, что единой и неделимой точки зрения на что бы то ни было в природе не существует.

Впрочем, разве в терминологии дело? Главное – что разговор получился интересным и познавательным.

Итак, непосредственным организатором занятия стала Наталья Ушакова, доцент кафедры журналистики университета, кандидат политических наук. Ей помогали учащиеся Сергей Лепёшкин, Анна Захарова, Мария Карпова, Евгения Кинтушева.

В общем-то, если мероприятие состоялось, особо выделять кого-то одного не слишком корректно. Всё же успех любого мероприятия – результат усилий нескольких человек. И всё же необходимо отметить, что студент Сергей Лепёшкин подготовил блестящий доклад, продемонстрировал умение подбирать и анализировать факты, аргументировано излагать свою точку зрения – и это при том, что таковая точка зрения у него имелась!

О том, кто и о чём говорил на занятии, пересказывать не стану. А вот о том, какие вопросы поднимали студенты, о чём рассуждали, чем интересовались, поведать следует. Потому что вопросы это не частные, они выходят за стены аудитории №11, что в корпусе университета в Перово.

Итак, журналист, оказавшийся в экстремальной ситуации. Он – профессионал, в функции которого входит показать читателю (зрителю), ЧТО происходит. Это очевидно. А вот КАК он будет это делать?.. Каким должно быть соотношение личного отношения автора к происходящему, выполнения требований редакции, соблюдения интересов государства и общества?.. Вопрос очень непростой.

 В период Первой Чеченской кампании мне неоднократно доводилось бывать в районе вооружённого конфликта. И меня до глубины души возмущало такое положение дел, когда армия по приказу государства вела боевые действия, а московские СМИ обливали помоями военных и превозносили сепаратистов.

Вот и возникают вопросы. Если государство ведёт войну, как оно должно относиться к тем СМИ, которые действуют в интересах противника? Я сейчас не говорю о том, кто прав был, а кто виноват в тех событиях 1994–1997 годов, я беру вопрос шире, отвлечённее, что ли… Не секрет, что ряд изданий и некоторые телеканалы целенаправленно вели подрывную работу, разлагая армию, настраивали общество против той войны, выступали за предоставление независимости некоторым российским территориям… Если говорить прямо – они сознательно проводили в жизнь идею дальнейшего распада страны на всё более мелкие государственные образования. Газетные площади и эфирное время предоставлялись лидерам вооружённых формирований, ведшим войну против федеральных сил (читай: целостного государства); параллельно ряд СМИ проводил целенаправленную политику по опорочиванию своей армии. Апофеозом такого положения дел, в моих глазах, конечно, стал показ в телеэфире карты дислокации частей федеральных сил в Чечне с нанесёнными планами действий…

Итак, вопрос. Человек имеет право на собственное мнение. Любое СМИ заинтересовано в высоком рейтинге. Свобода печати, отсутствие цензуры, право каждого гражданина на свою точку зрения, равно как и на получение достоверной информации с места событий. Обязанность армии выполнить полученный приказ. Право государства отстаивать свои интересы… Скажите, как совместить эти несовместимые разнонаправленные понятия, применительно к ситуации, которая сложилась в России в период середины 90-х годов? «Что есть истина?..».

Другой вопрос, или точнее, гроздь вопросов. Произошёл теракт. Что допустимо показывать и о чём следует рассказывать? Допустима ли демонстрация искалеченных тел людей, оторванных конечностей и вообще подобного натурализма?.. И дальше: в ряде СМИ проходили материалы, в которых прямо высказывалось сочувствие к террористам, совершивших злодеяния в московском метро или на Дубровке… Опять та же гроздь понятий: право на мнение, погоня за рейтингом, обязанность журналиста…  Как это совместить?

Вот о том и говорили студенты. Информационная и этическая составляющие публикации из «горячей точки» - где проходит грань того, что «можно» и чего «нельзя». И кто должен определять эту грань. И каковым должен быть механизм, препятствующий нарушению этики?..

В ходе беседы я высказал такое мнение. В период мирного и спокойного течения жизни мы можем сколько угодно клеймить руководство страны, вскрывать пороки и бичевать государственные структуры, в том числе и армию (что мне, как офицеру с тридцатилетней выслугой, конечно, неприятно, ну да только снявши голову, как говорится…). Однако в годину военных катаклизмов общество должно быть едино, монолитно и отстаивать интересы государства. В первую очередь такого правила должны придерживаться СМИ. Иначе они по сути своей оказываются в роли «пятой колонны» в тылу России. Если принять, что Москва – это сердце страны, и если вспомнить, что основная часть той части прессы, которую повелось именовать «демократической», обитает именно в столице, то образы типа «острой сердечной недостаточно» напрашиваются сами собой.

Так вот, в период тяжких испытаний, считаю я, и высказал данную точку зрения на мастер-классе, СМИ просто обязаны поддерживать государство и меч в его руках – Вооружённые силы.

По окончании занятия ко мне подошла студентка из Киргизии и задала вопрос: а как должен поступать журналист, если интересы государства и интересы народа не совпадают?.. Как тогда должны поступать честные журналисты и независимые СМИ в условиях конфликта?..

Хорошо всё же быть не педагогом и не экспертом. Потому что в этом случае можно высказывать свою точку зрения – свою, а не ту, которую обязан был бы высказывать с точки зрения  педагогики.

Я и ответил. Я сказал, что это вопрос из серии тех, на которые никто не сможет дать ответ. Да, государство имеет право, и даже обязано отстаивать свои интересы, обязано защищаться всеми способами. В то же время сам по себе факт применение им оружия, силы – это самый крайний приём, когда все остальные уже исчерпаны. А вот кто возьмётся определить, все ли методы использованы, правомочно ли применение силы, или же государство (читай: конкретные правители) пытается солдатской кровью, кровью своих сограждан, находящихся в оппозиции, замаскировать свою беспомощность, свою безграмотность?

Да, я лично считаю, и не скрываю того, что война, начатая на Северном Кавказе осенью 1994 года, была преступной, как в отношении Чечни, так и в отношении всей России в целом. Потому что, во-первых, государство (Ельцин, Черномырдин, Грачёв и иже с ними) не сделали всего, чтобы уладить конфликт без такого грубого применения силы, и во-вторых, коль уж захотелось кому-то из вышеназванных повоевать, нужно было предварительно подготовить для этого войска. Однако война началась. Война, в результате которой с обеих сторон гибли и страдали простые люди, в то время как повинные в ней, те, кто довёл ситуацию до вооружённого столкновения, бизнесмены, которым выгодна замешанная на нефти и крови мутная водичка, остались в стороне.

Я, как журналист, неоднократно бывал в зоне боевых действий, и писал именно то, что нужно было в те времена писать в интересах государства. Нет, конечно же, я не кривил душой, не врал, я вполне честно рассказывал о том, как наш российский солдат дерётся против сил международного терроризма и сепаратизма. Это было правдой. А вот о той правде, что к войне привела непродуманная политика государственных умов, я просто молчал – не ко времени в тот момент было вести о том речь. Могу сказать откровенно: далеко не всегда за свою тридцатилетнюю творческую биографию я писал то, что хотел – зато мне посчастливилось никогда не писать против своей совести, лгать в своих публикациях (что, впрочем, не гарантировало меня от невольных ошибок и заблуждений). Так вот, я считаю преступниками тех своих коллег, которые в то же время выступали на стороне врагов России.

Позднее, когда активная фаза военных действий завершилась,  пришла пора разбора, как и отчего ситуация вышла из-под контроля. Вот тогда и можно вскрывать и бичевать!

Теперь дальше.

Когда в период всеобщей беды журналист стоит на позициях государства, его, конечно, можно считать консерватором и ретроградом. Но ведь тот, кто выступает против государства – тот, по сути, выступает за свержение существующего руководства, за революцию, за коренную ломку существующей системы. А что такое революция, мы слишком хорошо знаем. В результате каждой революции к власти приходят далеко не лучшие люди. И тотчас начинается кровавая борьба за передел власти. Это опасно всегда; и это во сто крат опаснее в период борьбы государства с внешними силами. «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую…». Один раз уже превратили…

И потом – кто сможет объяснить, а что такое интересы народа? Интересы государства и то не всегда понятны. Разговор же об интересах народа вообще содержит преизрядную дозу схоластических рассуждений. Он слишком абстрактен. Мы можем говорить в целом о народе с точки зрения этнографии (да и то не всегда). Но если попытаться рассуждать о народе с той позиции, как мне поставила его студентка, он тотчас рассыплется на бесконечное множество личностных интересов, которые невозможно более или менее внятно обобщить. Ещё как-то можно говорить о корпоративных интересах каких-то социальных групп, но никак не о народе в целом.

Впрочем, как рабочий термин, примем его. Итак, интересы государства и интересы народа – что важнее в период социальных потрясений? И об этом шла речь на занятии, и его обсуждали студенты. Я свою точку зрения высказал. Студенты с ней были согласны не все.

…Хотя, немного не так. Чуть отвлекусь, хотя говорить буду всё о том же. Вот я говорю «студенты», «занятие», «учебная группа»… Но только я ведь видел, насколько в разной степени в этом мастер-классе нуждались учащиеся. По-настоящему в занятии участвовал с десяток студентов. Половина просто отбывала номер: мол, нужно сидеть – мы и сидим, и не трогайте нас, оживлялись разве что когда на экране картинки показывали… Ну и оставшиеся… Да что там говорить: кто-то болтал и хихикал, кто-то маникюром настукивал смс-ки, кто-то входил-выходил… Тоже иллюстрация по теме, если разобраться – об этике отношения к делу…

Ещё один момент. На занятии был затронут вопрос о том, насколько по-разному освещали войну 08-08-08 в России и за рубежом. Что тут скажешь? Сколько бы нас ни заверяли, что США с окончанием «холодной войны» воспылали к России самой искренней симпатией… В общем, это настолько несерьёзно, что и время тратить на перепев не единожды обсуждавшейся темы не хочется.

Но вот ведь в чём неразрешимая проблема!

Существует два незыблемых постулата. Первый: о праве наций на самоопределение. Второй: о территориальной целостности государства. Они, эти принципы, пребывают в неразрешимом противоречии друг с другом.  И при освещении тех или иных конфликтов мы извлекаем из запасников один из них, в зависимости от наших личных воззрений. Потому СМИ тех же США подавали и подают события в Чечне, используя один принцип, а когда речь шла о событиях в Южной Осетии – уже другой.

…Должен признаться, что я уже вошёл в возраст, когда к юному поколению относишься с неуклонно возрастающим скепсисом. Однако когда бываешь на мероприятиях, подобных описываемому, начинаешь думать: а может, всё не так безнадёжно, как рисуется лично мне? Может, эти вот ребята, которые выступили с такими замечательными докладами, которые бросали едкие и умные реплики, которые задавали острые и неожиданные вопросы, может, они ещё вытащат Россию из пропасти, в которую она катится?..

Право, хочется в это верить.

 

Николай ПОЛЕСЬЕВ

 

***

«МЁРТВЫЕ ДУШИ» ПО-МАЯКОВСКИ

 

Николай ПОЛЕСЬЕВ

Лично я театрал привередливый. Храмы Мельпомены посещаю не слишком часто,  а потому стараюсь попадать только на хорошие постановки. И стараюсь избегать спектаклей, когда классические произведения ставят по неким новомодным авангардистским лекалам.

Я признаю, что в сценическом воплощении кому-то могут нравиться и нетрадиционные трактовки  сюжетных линий и образов, однако, как старый консерватор, предпочитаю всё же трактовки канонические. Нет, конечно, не столь уж я замшелый ретроград, чтобы напрочь отрицать все новации в театре, но всё же рамки этих новаций должны иметь место. Скажем, с большим удовольствием раньше ходил в «Сатирикон», будучи очарованным, в частности, бессмертным Сирано де Бержераком в исполнении Константина Райкина. Однако, однажды  посмотрев на кошмарного короля Лира в том же исполнении, понял, что и в этом театре можно попасть впросак.

Впрочем, я сейчас не о том.

Итак, когда мне предложили сходить в театр им. Маяковского на «Мёртвые души», я первым делом уточнил, какой будет постановка – классической или авангард. И только получив заверение, что постановка вполне традиционная, отправился. Право, было любопытно, как создатели спектакля сумеют показать череду образов, с которыми встречался «великий комбинатор» XIX века Павел Иванович Чичиков.

Скажу для начала коротко. Мне понравилось. И не просто понравилось, а очень понравилось. На мой взгляд, это подлинная удача театра и режиссёра-постановщика народного артиста России Сергея Арцибашева.

Особенно великолепен финал. И если сам спектакль, как уже сказано, представляется удачей, то финал – это звонкий восклицательный знак в этой удаче.

Впрочем, финал – всё же завершение спектакля. А потому он ещё впереди.

Данное произведение я прекрасно помню ещё со школьной поры. Нет в нашей литературе произведения, в котором было бы собрано столько типовых собирательных образов, характеризующих отдельные соцально-психологические типы. Манилов, Плюшкин, Ноздрёв и т.д. – каждого из них можно приводить, и приводим постоянно, именно в качестве имён нарицательных.

И на этом фоне лично в моём представлении Павел Иванович Чичиков рисовался как  человек беспринципный, который ради обогащения готов на участие в любой афёре, готов легко поступиться совестью, принципами, христианскими заповедями… Только бы обогатиться!.. При этом тип он самодовольный, не сомневающийся в своей правоте, в своём праве на осуществление описываемой комбинации.

 Однако в спектакле, о котором идёт речь, Павел Иванович, в исполнении заслуженного артиста России Сергея Удовика, иной. Для начала, он более человечен, что ли. Не в смысле доброты, а в том, что он наделён множеством качеств, которые и делают человека собственно человеком: он сомневается, он мечтает, он искренне обеспокоен  этической стороной своей репутации… Он, в конце концов, попросту сентиментален! Нет, здесь он не циничный беспринципный аферист, каким рисовался мне раньше. Павел Иванович одержим не манией обогащения как такового, а мечтой о том, что называется простым человеческим счастьем:  о каком-никаком материальном достатке, о жене с четырьмя детишками, о простой жизни честного обывателя. И эта сентиментальная нотка проходит через весь спектакль – в самые тяжёлые моменты на сцене является эта мечта-идиллия: воплощение идеальной  спутницы жизни в окружении отпрысков. Для Чичикова средства, которые он пытается добыть на афёре с «мёртвыми душами» - не самоцель, а только возможность устроить будущую жизнь.

Да вот только законными путями достичь такого положения невозможно, о чём прямо говорится в постановке. Сама жизнь, сама действительность (в лице некоего «Юрисконсульта», которого играет заслуженный артист России Евгений Парамонов) толкает Чичикова на путь авантюриста. И таким образом с первых минут спектакля уже становится понятно, что постановка не только о временах оных, но и о дне сегодняшнем, о нашей действительности!

Под стать центральному герою – и остальные персонажи. Они живые, не схематичные! Тот же Плюшкин, например, - фигура тут уже не неприятно-комическая, каковой осталась в памяти со времён детского прочтения, нет. Игравший его народный артист России Игорь Косталевский  вложил в образ столько трагизма, что этому жалкому старикашке начинаешь искренне сопереживать…

Нет, не стану пересказывать ход спектакля, характеризовать образы. Потому что не это главное, что произвело на меня лично впечатление. Добавлю только, что и сценическое решение смены декораций выполнено весьма удачно, и песни в исполнении кучера Селифана (Вячеслав Ковалёв) вкраплены органично… Забавно и наглядно показан путь прохождения взятки по инстанциям… И даже вульгарщины почти не было – что уж вовсе удивительно по нынешним временам.

Но вернёмся к спектаклю.

Когда разоблачённый Ноздрёвым Чичиков оказывается изгнанным из губернского общества и опустился занавес, лично я на какое-то время остался пребывать в недоумении. Вроде бы как уже всё показано, всё сказано, ничего не осталось… О чём пойдёт речь дальше?

Однако изюминка спектакля состояла в том, что автор пьесы Владимир Малягин написал и второй акт! Как известно, Николай Гоголь второй том романа сжёг. Однако уцелели отдельные разрозненные части и главы его. Их-то Малягин и использовал для написания второй части пьесы.

Признаться, поначалу смотрел это новое для меня действо с любопытством. Второй том я раньше не читал, а потому  было попросту интересно. Однако постепенно интерес угасал, и появилась крамольная мысль: ничего, мол, удивительного, что Николай Васильевич швырнул написанное в печь – не удалось продолжение.

Если первый том был обличительным, бичующим, вскрывающим нарывы, то второй… Как бы сказать… По задумке Гоголя ему отводилась миссия нести положительный заряд, показать, что есть возможность исправить сложившуюся в стране ситуацию, при которой взятки и чиновничий беспредел являются неизбежной обыденностью нашей жизни. Поставив перед собой такую цель, Николай Васильевич загнал себя в тупик, в угол. Потому что найти мало-мальски логичный и психологически объяснимый путь решения проблемы при изначально заложенных исходных данных просто невозможно.

Одной из сюжетных линий второго акта является попытка исправления нравов в губернии, которую предпринимает губернатор. Он облечён доверием царя, он весь из себя положительный, он стремится к наведению порядка, да только опереться ему не на кого.  Носитель добродетели, Афанасий Муразов (народный артист России Игорь Охлупин) является миллионером – и вроде как подспудно проползает в сознание: добродетельным человеком можно быть только при наличии капитала и дружбы с князем-губернатором.

Тот же Чичиков, оказавшись в тюрьме и будучи лишённым средств к существованию, вроде как раскаивается и проникается, даёт слово вести праведную жизнь… Однако когда ему в камеру некие пройдохи доставляют прекрасный обед и обещают из беды (не безвозмездно, разумеется) вызволить, свои намерения оставляет и условия проходимцев принимает. Потому что праведная жизнь без капитала – сомнительное удовольствие.

Вроде как положительным персонажем второго акта является помещик Констанжогло (заслуженный артист России Виктор Запорожский). Однако он изначально богат, и то, что он трудится и преумножает своё богатство, делает ему честь, но всё же – повторюсь, он изначально богат. Чичиков беден, и ему нечего преумножать, у него есть только голова, да авантюрная жилка – он ведь уже пытался честно трудиться, да только так ничего и не нажил.

…Нет, дорогой читатель, – этот спектакль о нашей жизни, о современной!..

И вот в конце концов складывается полное впечатление, что автор попросту запутался – не то Гоголь, не то Малягин. Ну нет выхода из той ситуации, что сложилась на сцене (в жизни?)!

Проскальзывает диалог-спор князя (его играет сменивший рубище из первого акта на бутафорский вицмундир Игорь Косталевский) с женой (заслуженная артистка России Надежда Бутырцева) о том, что первично во взятке: что её дают или что её берут… Итог тот же, что в рассуждениях о первичности курицы и яйца!..

Как бы то ни было, губернатор приходит к выводу, что только придание ему чрезвычайных полномочий, только введение на подвластной ему территории военно-полевого суда может поправить дело. Муразов уговаривает его попытаться ещё раз поговорить с чиновниками, вразумить их…

И вот апофеоз постановки!

Игорь Косталевский стоит у самой рампы и говорит монолог. Право, уже только ради этого монолога, ради того, чтобы услышать, как его читает столь замечательный актёр, стоило сюда прийти!

…Слушая монолог, рассказывая потом своим близким о впечатлении от увиденного и услышанного, я не переставал думать – принадлежит ли он перу Гоголя, или же это результат творчества современного интерпретатора Николая Васильевича. Уж слишком, невероятно современно и злободневно он звучит… Решил разобраться – благо, есть у нас такой помощник, как Интернет, где я легко нашёл эти слова у Николая Васильевича. Да, кое-что Владимир Малягин подправил, кое-что усилил, всё так. Но монолог, который я сейчас приведу, написан более полутора веков назад! И как же он актуален, как будто написан о дне сегодняшнем!

Итак, скачанный из Интернета монолог князя. В книге князь обращается к собравшимся чиновникам. Актёр Игорь Косталевский обращался к залу, к каждому из нас, сидевших и внимавших. Говорил с болью, с сердцем, с душой… А в зале стояла полнейшая тишина. Не слышно было ни шороха, ни кашля, ни скрипа сидений, ни шуршания программок… Потому что слова, смысл их проникал каждому в душу, в сознание!..

«Знаю, что никакими средствами, никакими страхами, никакими наказаньями нельзя искоренить неправды, она слишком уже глубоко вкоренилась. Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже и для таких людей, которые и не рождены быть бесчестными. Знаю, что уже почти невозможно многим идти противу всеобщего теченья. Но я теперь должен, как в решительную и священную минуту, когда приходится спасать свое отечество, когда всякой гражданин несет всё и жертвует всем, я должен сделать клич хотя к тем, у которых еще есть в груди русское сердце и <которым> понятно сколько-нибудь слово благородство. … Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю, что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже, мимо законного управленья, образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия, всё оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность. И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как <ни> ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Всё будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что он так же, как в эпоху восстанья народ вооружался против <врагов?>, так должен восстать против неправды. Как русской, как связанный с вами единокровным родством, одной и тою же кровью, я теперь обращаюсь <к> вам. Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности, потому что это уже нам всем темно представляется, и мы едва {Не окончено.}».

Как будто задохнувшись от переполнявших его чувств, от осознания невозможности достучаться до благородного начала в наших душах, актёр махнул рукой и ушёл от рампы.

Вот это был финал!

Остались мысли, остались сомнения, осталось восхищение создателями спектакля.

Ведь гибнет Россия, и в самом деле гибнет. И не от нашествия внешних врагов – враги теперь внутри страны, внутри каждого из нас. Сейчас не время и не место речь вести о политике и разбираться, кто и в чём виноват. Но только коррупция  до такой степени пронзила наше общество, мы до такой степени к ней привыкли, что бороться с ней становится сродни борьбе с ветряными мельницами. Но только чиновничий аппарат набрал такую силу, что стал сродни сказочному дракону, у которого на месте отрубленной головы вырастают две новых, причём, ещё более прожорливых. Но только в жизни, в которой мы обитаем, честным трудом и в самом деле ничего не добьёшься.

А потому обязательно найдётся «юрисконсульт», который за неплохой процент подскажет, как обойти закон. И найдётся человек, который от безысходности жизни возьмётся претворить в жизнь план своего искусителя.

…Первый том «Мёртвых душ» увидел свет в 1841 году. Премьера спектакля, о котором идёт речь, состоялась в ноябре 2005 года. Эти даты разделяют полтора века, с десяток смен эпох, череда революций и войн, несколько глобальных переоценок ценностей… А актуальность этого творения остаётся! И как после этого не вести речь о неких национальных чертах, которые, словно родимые пятна всего народа, не стираются, не уходят, а остаются на нас, сопровождают нас из прошлого в будущее!

Неужто мы от них так и не избавимся?.. Похоже, что в обозримом будущем – нет!

 

***

СОФРИНЦЫ ГОТОВЯТСЯ К ЮБИЛЕЮ

 

Собственно, до самого юбилея ещё довольно далеко. 21-я Софринская особая бригада оперативного назначения Внутренних войск МВД России (нынешнее название) сформирована в сентябре 1988 года, соответственно, 25-летие её придётся на осень 2013 года. Тем не менее, ветераны бригады уже приступили к подготовке к торжествам.

Есть такая армейская поговорка, которая точно и едко отмечает характерную черту любой кампанейщины: Ночь кормить – к утру зарезать. Так вот, в данном случае инициаторы решили обо всём позаботиться заранее. И инициативная группа уже приступила к подготовке.

Главным гвоздём торжеств, по замыслу, должны стать издание фундаментального труда по истории и боевому пути соединения, а также выпуск диска с видеофильмом, посвящённым ключевым событиям бригады. Что тут скажешь? Гром литавр разнесётся по окрестностям и затихнет, гости разъедутся, фотографии торжеств расползутся и упокоятся в альбомах и компьютерных папках… А вот книгу будут смотреть и пересматривать – потому что она расскажет о людях бригады, о совершённых ими подвигах, о павших друзьях, а также детям – о том, как сражались за Родину отцы.

Подобные издания выходят регулярно в частях и соединениях – как в армейских, так и Внутренних войск. И тут всё в полной мере зависит от того, где как относятся к делу конкретные люди. Если найдётся в коллективе энтузиаст, который возьмётся качественно и с душой подготовить книгу – результат не заставит себя ждать. Ну а если исполнителем назначат человека равнодушного… Тут и писать нечего, каким станет результат.

Так вот, в том, что в 21-й бригаде книга получится, нет сомнения уже сегодня. Когда знакомишься с материалами, которые уже подготовлены членами инициативной группы, когда видишь, с каким энтузиазмом они трудятся, веришь в это… Причём, трудятся бесплатно, на голом энтузиазме!..

Планируемая книга призвана осветить весь боевой путь бригады. А он довольно внушителен, несмотря на относительную молодость соединения. Это разгоравшиеся очаги национализма в различных точках Закавказья, Средней Азии и Прибалтики периода заката Советского Союза, это «горячие точки» России новейшего периода. Сегодня, когда люди, служившие в соединении в былые времена, ещё могу рассказать о славной, а порой  трагической  истории его, активисты проводят встречи, собирают эти воспоминания, систематизируют их…

Нет, хорошая должна получиться книга, глубокая и всеобъемлющая, коль настолько скрупулёзно и тщательно, заблаговременно началась работа по её подготовке.

Следует отметить, что ветераны бригады пользуются поддержкой со стороны депутата Государственной думы Дмитрия Саблина – первого заместителя председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Представитель Дмитрия Вадимовича, ветеран Внутренних войск Сергей Горохов постоянно контактирует с членами инициативной группы.

 

Николай БОГУНОВ

***

АПРЕЛЬ. КАЗАНЬ. ТУКАЙ

 

Отгремел праздник Габдуллы Тукая в Казани. Именно отгремел, потому что заявленный официально, как «торжественные мероприятия, посвященные 125-летию со дня рождения великого татарского поэта», праздник вылился во всенародное ликование, в выражение любви и благодарности славному сыну своего народа, чье творчество почитают далеко за пределами его родины. В 2011 году вместе с Республикой Татарстан эту знаменательную дату будут отмечать все регионы России и весь тюркский мир. К юбилею Габдуллы Тукая в г. Москве на пересечении ул. Новокузнецкой и Малого Татарского переулка открыт его памятник.

25 апреля в столице Татарстана городе Казани начала свою работу серьезная международная научно-практическая конференция при участии Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, организованная Министерством культуры РТ, Министерством образования и науки РТ, Академией наук РТ и Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова. В ней приняли участие ученые из 11 стран, среди которых были гости из многих республик и областей Российской Федерации, а также Германии, Финляндии, Турции, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и других стран. В своем выступлении заместитель Премьер-министра Республики Татарстан З.Р. Валеева отметила, что «истоки творчества Тукая уходят корнями в глубины истории татарского народа. Любовь поэта к своему народу неразрывно связана с его пламенным патриотизмом и идеей дружбы народов. Наиболее ярко это проявилось в его известных строках, пронизанных высокой гражданственностью: «С народом России мы песни певали, есть общее в нашем быту и морали…вовеки нельзя нашу дружбу разбить, нанизаны мы на единую нить». Эти слова по сей день сохраняют свою актуальность, выражая идею, столь необходимую в сегодняшнем мире».

Прошедшая под названием «Наследие Габдуллы Тукая в контексте национальных литератур», конференция была посвящена проблемам взаимодействия и взаимовлияния национальных культур. Директор ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова  К.М. Миннуллин сообщил собравшимся, что международные организации ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ и Президент Татарстана  объявили 2011 год Годом Тукая.

Меня очень воодушевил сам факт придания текущему году имени писателя как на его родине, так и далеко за ее пределами, ведь тем самым  не только увековечивается память и творческое наследие великого поэта, но и подтверждается высокая роль писателя в жизни общества, его огромная ответственность перед народом за свое творчество.

В этот же день гости Казани побывали в Литературном музее Г. Тукая, в Национальной художественной галерее «Хазине», где была развернута экспозиция полотен художников, посвященных жизни и творчеству славного сына татарского народа, и совершили незабываемую экскурсию по территории Казанского Кремля, где находится резиденция Президента РТ.

Второй день торжеств вылился на улицы столицы и начался с возложения цветов к памятнику Г. Тукаю в сквере его имени. На церемонии присутствовал Президент РТ Р.Н. Минниханов, многочисленные политические и общественные деятели, а также писатели, артисты, художники и жители Казани, исполненные чувства глубокого уважения и любви к национальному гению.

Затем праздник плавно переместился к памятнику поэта, стоящему около Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля. Там буквально волновалось народное море. Нужно было видеть с каким необычайным вниманием жители столицы, пришедшие на праздник поэзии, слушали выступления мастеров слова, приехавших из самых разных уголков России, дружественных государств, и своих поэтов-земляков, включая и подрастающую молодую смену. Здесь  были торжественно вручены Государственные премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая  2011 года:

Ибрагимову Илфаку Мирзаевичу (Мухаммату Мирзе) – за книги «На Млечном Пути» (Татарское книжное издательство, Казань, 2003 год), «Живая вода» (Татарское книжное издательство, Казань, 2007 год) и за цикл стихотворений «Сын Адама», изданный в одноимённой книге (Магариф, 2009 год).

Шагимуратовой Альбине Анваровне – за исполнение на высочайшем уровне вокальных партий в операх западноевропейских и русских композиторов, песен и романсов татарских композиторов, народных татарских песен;

Шакирзяновой Лене Галимзяновне (Лене Шагирзян) – за сборники «Круговорот: Стихи и поэмы» (Татарское книжное издательство, Казань, 2002 год) и «Дарю на память: Воспоминание, посвящение» (Татарское книжное издательство, Казань, 2005 год);

коллективу художников в составе Кильдибекова Рустема Ахмедовича и Кильдибековой Марии Семеновны – за совместные произведения монументального и декоративно-прикладного искусства, созданные для интерьеров и экстерьеров общественных зданий в Республике Татарстан, и серию полотен: монументальная живопись «мозаика» и «сграффито» в гостиничных комплексах «Волга», «Татарстан», Татарском государственном академическом театре им. Г. Камала и другие; гобелены «Труппа Сайяр», триптих «По мотивам народных сказок»; серию живописных полотен, посвященных истории и культуре татарского народа «Кукморские валенки», «Поэтессы», «Паломники», «Возвращение», «Танцующий дервиш» и другие;

От имени Союза писателей России собравшихся приветствовал секретарь Правления СП РФ, лауреат Большой литературной премии России поэт Николай Переяслов. Он отметил современность звучания лучших произведений великого Тукая и прочитал в своем переводе стихотворение Народного поэта Татарстана Рената Хариса, посвященное юбиляру.

В едином душевном порыве прозвучали стихи и проникновенные слова председателя Союза писателей Республики Татарстан Илфака Ибрагимова, главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева (Москва), а также от имени Международного сообщества писательских союзов (Москва) и писателей братских республик и государств – Рената Хариса (Татарстан), Анара (Азербайджан), Валери Тургая (Чувашия), Бронтоя Бедюрова (Горный Алтай), Вячеслава Ар-Серги (Удмуртия), Камиля Тангалычева (Мордовия) Виктора Широкова (Москва), Александра Громова (Самара) и многих других писателей. Чтение стихов перемежалось яркими выступлениями фольклорных коллективов, участники которых были одеты в красочные национальные костюмы. Это было поистине незабываемое зрелище, запомнившееся всем участникам и гостям праздника.

Апофеозом юбилея Тукая стало торжественное собрание в ТАГТОиБ им. М. Джалиля, на котором выступили Президент РТ Р.Н. Минниханов, Министр культуры РФ Александр             Авдеев и многие другие официальные лица. Затем собравшимся была представлена уникальная по трагизму, гармонии и красоте опера «Любовь поэта» (композитор Р. Ахиярова, либретто Р. Хариса) в исполнении замечательных артистов Ахмеда Агади, Альбины Шагимуратовой, Евгения Уланова и других. На глазах у многих зрителей блестели слезы сострадания и восторга. В этом и заключается великая цель литературы и искусства – возвышать человеческие души.

Уезжая из братского Татарстана, гости увозили с собой глубокое чувство благодарности  организаторам торжеств и радостное ощущение причастности к прошедшему знаменательному событию. А также мысли о том, что большая дружба между народами должна поддерживаться такими же большими общими делами, и культура в этом ряду занимает одно из ведущих мест.

 

МАРИНА ПЕРЕЯСЛОВА,

пресс-секретарь Исполкома МСПС

 

***

 

 

 

Общеписательская Литературная газета №1(98) за 2018 год
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24

ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ФЕВРАЛЯ

5 февраля – День Рунеберга в Финляндии

7 февраля – День памяти святителя Григория Богослова

7 февраля 1478 года – родился Томас Мор, английский писатель и государственный деятель

7 февраля 1968 года – умер Иван Пырьев, советский сценарист и кинорежиссёр

8 февраля 1828 года – родился Жюль Верн, французский писатель-фантаст

8 февраля 1998 года – умер Хальдоур Лакснесс, исландский писатель, Нобелевский лауреат

10 февраля 1938 года – родился Георгий Вайнер, советский писатель

11 февраля 1948 года – умер Сергей Эйзенштейн, советский сценарист и кинорежиссёр

14 февраля – Международный день дарения книг

14 февраля – День святых Кирилла и Мефодия в католической церкви

17 февраля 1988 года – умер Александр Башлачёв, советский поэт и рок-музыкант

19 февраля – День дарения книг в Армении

19 февраля 2008 года – умер Егор Летов, советский поэт и рок-музыкант

21 февраля – Международный день родного языка

26 февраля 1938 года – родился Александр Проханов, советский и российский писатель и общественный деятель

28 февраля – День народного эпоса «Калевала»

28 февраля 1978 года – умер Эрик Рассел, английский писатель-фантаст

 

 

ЦИТАТА ДНЯ

Виктор Петров:

"Смысл рифмуемых слов не столько в сказанном, сколько в некоей возвышающей его надмирности" .  

   
Адрес:
Тел.:
E-mail:
создание сайтов
IT-ГРУППА “ПЕРЕДОВИК-Альянс”