Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Окончание статьи
  Опубликовано: 16.04.18

30 апреля 2018 г. исполняется год со дня смерти выдающегося советского и украинского поэта и общественного деятеля, большого друга России Бориса Ильича Олейника, который был частым гостем в МСПС и где в рамках издательской программы МСПС в 2014 году вышел последний прижизненный сборник его стихотворений и поэм «Избранное».

Своими воспоминаниями и размышлениями о Борисе Олейнике, о нелёгком нравственном выборе, который приходилось делать поэту в жизни, о своих встречах с ним делится поэт, прозик, публицист, литературный критик и филолог, кандидат филологических наук Александр ЯРОВОЙ.

 16.04.2018

 БОРИС ОЛЕЙНИК: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Окончание статьи

Начало статьи читайте по ссылке  http://m-s-p-s.ru/news/2697

IV. 2016: Последний портрет

«Мой взор, как бинокль, многократно усиливается, и вижу я человека, такого похожего на меня, только чуть ли не вдвое младшего. Господи!.. Да это же отец!

Он хрипло кричит мне через полстолетия:

– Сынку! Как же ты мог?.. За что тебя судят, скажи?!

– Да вот, батьку… Ты уж прости мне… Воспевал.

– Что же ты… воспевал?!

– Да вот Родину… Ленина… Украину… Россию… Братство народов… Независимость…

– Но мы же, сын, за всё это боролись и погибали?!

– Так вышло, отец. Что поделать? Вы за это воевали, а нас за это… судят…

Грозный окрик прерывает это инфернальное видение:

– Встать! Суд идет!

Ну что ж, начинайте: я и так стою»

… Суд по-гречески – «кризис». Оттуда же латинское, сухо-математическое: «дискриминант». Различение, разделение, выявление. Овцы – одесную Судии, козлища – ошуюю… И непроходимая пропасть, по Евангелию, между жизнью вечной слуг Добра и огнём вечным клевретов диавольских.

Сцена этого инквизиторского суда отступников, перерожденцев - над теми, кто не поколебался в совести, в Истине – взята из книги Бориса Олейника «Два года в Кремле». Да, правда, бытует мнение литературоведов, что в России (по крайней мере, постсоветской) Олейник более знаком как публицист и «культурный посол», чем как поэт. Это и так, и не так, потому что открытие, «воспоминание» великого массива его поэзии русским читателям – дело будущего. Может, и недалекого. Нива есть, делатели жатвы требуются.

… А теперь скажем совершенно удивительную вещь. Эта цитата, как и много других подобных цитат и комментариев, содержится в последней прижизненной для Бориса Ильича книге по олейниковедению - фантастика почти, но издана она в 2016 году в Киеве. В послемайданной Украине. Ведущим столичным издательством «Український письменник». Авторы – известные украинские деятели культуры: доктор филологических наук Наталия Костенко и поэтесса, критик Людмила Скирда. Как же стало возможным в разваленной (прежде всего, морально) стране, где за год перед тем чуть ли не «по госзаказу» убивают Олеся Бузину – история почти конспирологическая.  Ну, пусть до времени сохранится интрига… Всякая ничтожная мелочь, человеческая дрянца, которая, говоря словами «Репина как писателя» (Чуковский) – «шавкала  из подворотен», смела именовать тогда великого сына Украины Олейника «хворим на голову сталіністом». Ну, где «хвороба» – на пятом году прогрессирующего майданного паралича очевидно…

Совершенно необходимо сказать нам хоть кратко об этой книге, являющейся самым современным и полным исследованием творчества Бориса Олейника. Тем более, что в России она представлена… только в 2-х экземплярах. Один – в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова, второй, с дарственной надписью моего наставника в филологической науке И.В. Костенко – у авторах этих строк… А неплохо было бы ее и перевести, донести до российского читателя! Ну, пока переведем титул: «Стою на своей земле. Борис Олейник: лирическое и эпическое творчество».

Собственно, вся эта основательная книга на 250 страниц, насыщенная фактографией, сочетающая академическую научность и общечитательскую доступность, суть поиск ответа на поставленный самими авторами вопрос в самом начале: «Что же дало этому поэту силу на протяжении более полувека – от начала 1960-х аж до середины 60-х годов XXI столетия – на всех поворотах истории не только не утратить, но и преумножить свою творческую энергию, уберечь от коррозии собственную человеческую индивидуальность, моральную чистоту и порядочность, веру в победу добра над злом, глубокую любовь к своему народу, уникальную работоспособность во всех звеньях – литературной, общественной, научной, культурно-просветительской работы?..»    

«Великий поэт, великий украинец», – пишут авторы, ссылаясь на слова многолетнего друга и соратника Бориса Ильича – поэта и публициста Михаила Шевченко. И ищут ответ на поставленный «вопрос, состоящий из вопросов», в истоках биографии, в ходе творческой эволюции, в моральных качествах самого литератора.

Чуть ли не сто лет назад знаменитый советский (русский и украинский) филолог-академик Александр Белецкий в работе «В мастерской художника слова» предложил термин «психография» – описание личности писателя, его внутреннего мира. В книге И. Костенко и Л. Скирды психография Бориса Олейника представлена с позиций правдивых, объективных и современных. «Против течения» – таков преимущественно ведущий мотив исследования. Дело не в «гордости житейской» поэта и публициста, не в желании выделиться, покрасоваться. Не будем забывать, что большинство всегда верит в то, что легче верить, что как бы просто и явственно ложится в русло обывательской логики. Но – «правда неправдоподобна», – по Достоевскому. Не всем дано ее распознать, особенно – не желающим этого…

Такие, как Олейник, могли бы реально, честно, а не ради шкурных интересов, реформировать обветшавший СССР, мощной командой исправить ошибки и перекосы в идеологической, экономической, национальной и других сферах. Суверенитет? Хорошо. Но он оказался «лживым»! И Олейник распознал это один из первых.

В 1992 году, напоминают соавторы-исследователи, была опубликована художественная книга Б. Олейника о государственном перевороте в СССР. Одновременно на украинском и на русском языках, больше всего известная под заголовком «Князь тьмы, или Два года в Кремле». Также её издали на азербайджанском и сербско-хорватском языках. Костенко и Скирда пишут: «Это книга символов и знаков – библейских, философских, литературных, которую нужно уметь прочитать не только за строками, но и между ними». Написанная в форме послания-обвинения «отступнику всех времен и народов», первому и последнему президенту Советского Союза Михаилу Горбачёву, единственному правителю, «распустившему» собственную страну – она впечатляет разочарованием, гневом и горечью.

Как читатель (еще тогда студент-филолог) я был немного удивлен, вспоминаю, введением в книгу публицистического настроя апокалиптических образов и мотивов; «тайна сия велика» и для авторов исследования. Но три  десятилетия подтвердили: да, интуиция поэта ощутила, что речь идет не просто о политических событиях и фигурах – на мировой арене в небывалом после ВОВ поединке схлестнулись незримые духовные силы Света и тьмы… И мы были на время побеждены. «Сатана замахнулся на мир православный» – как писал Олейник в поэтическом посвящении сербским братьям… Триединая православная Русь, непокорная Сербия, да и весь мир Божий стали мишенью для развязанного за наши грехи Сатаны: однако, снова закуёт его Господь на 1000 лет – время близко. «Чадом Сатаны» называет Михаила Отступника обвинитель Олейник.

Авторы пишут: «В инфернальном освещении является не только образ экс-президента М. Горбачева, но и сцена суда над компартией, где одни коммунисты (вчерашние, например, Ельцин Б.Н.) судит других (нынешних), того же поэта». (Мы начали раздел с этой сцены, которую названные литературоведы тщательно анализируют… Напомним только, озвучим, что «в свидетели для обвиняемых (которых миллионы) поэт приглашает и живых, и мертвых, и погибших на фронтах великой войны»)

Однако, отмечено в монографии, финал «письма глухой тоски и боли» (Горбачеву – А.Я.) напоминает о композиционном кольце все той же мистико-фантастической тональностью, что и в начале, – хотя уже с более обнадёживающим выводом: «…Колосья благовествуют – урожай будет. Тяжело придётся, сказано в Писании: жнивья много – жнецов мало… Но – одолеем… Надо одолеть».

…Как отмечают авторы книги «Стою на своей земле», художественная публицистика Бориса Олейника охватывала не только внутреннеполитическую жизнь бывшего Союза, Украины, но – простиралась и в параметры внешнеполитические. Прежде всего – сербская тема… Макротема. Ведь Сербия – «аванпост Православия», который веками стоит на пути немецким амбициям, агрессивной католизации или «отуречиванию» Европы. И, конечно же, на момент, когда разразилась югославская трагедия, географическое сердце югославов – Сербия мешала единственной после распада Союза ССР сверхдержаве, США ощутить себя окончательным хозяином дьявольского миропорядка… В частности, авторы упоминают известные, несколько раз издаваемые в 90-х эссе Олейника – «Время двойных стандартов» (о лицемерных «ценностях» Европы, равнодушно взирающей на убийство Югославии (1994)); «Сатанизация сербов, кому она нужна?» (1995); «Кто следующий» (1999) и другие...

Говоря о публицистике поэта и гражданина, Костенко и Скирда печально резюмируют: «Украина всё более нищая и всё менее независимая (по-украински: «… все більш незаможна і все менш незалежна»). Наверное, мы плохо защищаем Сербию. И мало читаем поэзию Бориса Олейника» (стр. 228).

Пожалуй, мы сознательно «выхватили» из книги «Стою на своей земле» только публицистическое «ядро» – а книга довольно многоплановая, «многоядерная». Но «выхватили», как самый острый и смелый аспект. Так что книга – своего рода чудо и подвиг в несвободе современной  Украины, трагифарсовых «нерабов»… Раритет.

И конечно же, в ней сказано и об истоках творчества поэта, о глубоко национальной и высоко-общечеловеческой мере его лирики, об эпическом его мастерстве, музыкальности, образности, многообразии слога…

Профессор Наталья Васильевна Костенко – высококвалифицированный теоретик литературы, прежде всего – стиховед, знаемый в экс-СССР и, конечно же, на Украине.

Людмила Михайловна Скирда – известная украинская поэтесса и критик, тонкий ценитель поэзии и вообще человек, повидавший мир и людей, хорошо изучивший сущность поэзии разных стран и народов.

…Интервью, заключающее книгу «Стою на своей земле» – записали Наталья Костенко и Василь Соловей – молодой поэт, перспективный критик, был в Киеве моим студентом – одним из самых старательных, отмечу, и одаренных и порядочных!.. Что тоже далеко не мелочь в нынешний век...

«…Мне поздно меняться», – в шутку (да и всерьёз одновременно!..) говорит поэт в интервью на 80-м году жизни. Впрочем, относительно кардинальных нравственных вопросов – он мог это сказать и в 50, и в 20 лет…

Уже после трещины Майдана, расколовшей историческое бытие Украины на ДО и ПОСЛЕ, Борис  Ильич отвечает на финальный вопрос  интервью – о преодолении смуты и развала: «Одолеем и эту руину… Пафосно привыкли мы говорить про народ… А все же в народе, в человеке – живёт надежда на будущее».

Проживи он еще немного – не сомневаюсь, написал бы правдивую книгу о Майдане… И много прекрасных стихов… Но – уже кому-то другому становиться в казацкое стремя Белого Коня – символ Доли в одноименной олейниковской поэме.

… Есть у Бориса Ильича книга не такого уж и распространенного жанра, назовем – «поэт о поэтах»; сборник  статей «Планета Поэзия». «Поэзии подвластно ВСЁ», – с раздумчивой категоричностью пишет в ней Борис Олейник.

И что бы ты у него не читал, и что бы не случилось, что бы ты не пережил – глядя на его светлый образ, на его жизнь – веруешь несомненно, что так  оно и есть.

V. Светлая память

День и ночью не спит

Б. Олейник

…Потому, напоследок, в завершение нашего разговора, наверное, пора сказать лично о Поэте. И говорить буду много.

«…Мы не умрём мучительною жизнью. Мы лучше вечной смертью оживем!» – Борис Ильич нередко любил цитировать Высоцкого.

Возле великих всегда много «якающих». Я раньше какой-то тенью мысли их осуждал, каюсь. Мол, выходит на тему не «N и я», а «Я и n». Теперь, когда, по выражению одного известного советского мемуариста, «мои друзья уже памятники», – для меня, по крайней мере, старшие друзья и, по крайней мере – кресты и бюсты на писательских аллеях кладбищ и в других местах присутствия Вечности, – думаю: не всё так просто. Слишком большой, заметный след на душе оставляют великие, чтобы отказаться от личного восприятия и всё того же частого «яканья». Но следует и стараться не впадать в раж панибратской хлестаковщины.

Не вижу особой мистики, а только закономерную мудрость Бытия, преемственности культурных поколений, в одном примечательном для меня факте.

В моей довольно обширной, как на  эпоху модерных гаджетов, «бумажной» библиотеке хранятся две книги поэзии Бориса Олейника (конечно, его изданий у меня немало, можно выделять «олейниковскую полку», но эти – подписаны). Одна – сборник поэм 1984 года, полукарманного удобного формата, в «уютной» обложке цвета дозревшей украинской черешни. Её подарил и подписал мне отец: «Дорогому Саше в день публичного признания успехов в поэзии…4.11.1983 г.». (Вкратце о событии: речь идёт о «разборе полётов» начинающего поэта-семиклассника на собрании черниговского областного литобъединения «Солнечные кларнеты…»). Лишь через много лет, кстати, я обратил внимание на дату: а ведь это праздник Казанской иконы Божией Матери, Путеводительницы, среди прочего… Случайно ли?..) Но с этого дня и начал мне открываться удивительный мир поэзии Олейника. При всём отсутствии кричащих внешних проявлений – потрясающе своеобразный, неповторимый; в спокойно-бесстрастной форме – динамитно взрывающий мысли и чувства…

Вторая же книга – «Тайная вечеря» - поэзия современного Олейника – первого десятилетия XXI века. И на юбилейном вечере в столичном дворце «Украина» автор подписал её моему старшему сыну Сергею, тогда 8-летнему хлопчику….

«Батьки і діти… Діти і батьки… – нерозділиме та одвічне коло…».

«Во всём ищите великого смысла», – говорили святые. Мы в слове, слово в нас – вещи потрясающе загадочные… Такая вот перекличка поколений, обстоятельств, эпох!

… Мне посчастливилось, ещё не дойдя на сей момент до полувекового жизненного рубежа, узнать многих замечательных людей, за что неустанно благодарю Бога. Это роскошь, несоизмеримая с ничтожным блеском богатств, комфорта и прочего, о чём так настырно мечтают массы людей скучно-потребительского дня сего. (В скобках замечу: читая в начальных классах повесть «Меж добрых людей» Юрия Збанацкого – партизана, Героя Советского Союза – мог ли я подумать, что через несколько лет с ним встречусь в том же Чернигове, он подпишет свои книги, мы будем переписываться – Герой, живой классик детской литературы, сейчас, к сожалению, «затёртый» за тоскливыми продуктами раскрашенного «под детей» «нацреализма»… «З вас будуть люди», – деликатно похлопал меня по плечу Юрий Олиферович. На «вы»! К подростку-«початківцю»! А «люди»… Так и хочется сказать, по батьку Тарасу: «Які з нас люде?..» Ну, посмотрим ещё… Или – читая «Слово после казни» Вадима Бойко, знал ли, что два раза увижу за жизнь этого писателя, узника Освенцима, с 18 лет ставшего фронтовиком и чудом выжившего в аду нацистских концлагерей? Как сейчас перед глазами - татуировочно-порохового цвета 6-значный освенцимский номер на руке…)

… Я умышленно отошёл от темы. Для характеристики эпохи. Снова и снова: «Да, были люди в наше время»… Хотя мы уже приходились детьми и внуками этим людям...

Так что удивительным образом книги приводили меня к таким Людям, их написавшим. И когда на рубеже 1980-90-х я обучался на филфаке Киевского университета (тогда название – «университет» - для Киева было в единственном числе, это сейчас любое перепрофилированное ПТУ в райцентре – уже «университет», «академия»… – всё девальвируется, а жаль…) – я мечтал и Бориса Олейника увидеть. Тогда открывалось много нового, жизнь бурлила, мы были преисполнены энтузиазма! Хотелось жить, любить, творить! Юбилеи, вечера, кинопремьеры, концерты – всё мы жадно вбирали в молодые души. Многих и разных мы слушали поэтов. Олейник так и не  появлялся. Впервые я увидел его в Киевской филармонии. Спокойностью и уверенном звучащим характерным голосом – таким он представлялся, закодированный в полиграфические знаки.

Потом, в перерыве какой-то студенческой конференции, я вышел прогуляться на улицу. Мимо фасада Оперного театра неторопливо, «не-звёздно», как улыбчиво-добродушный «замысленый дядько» по сельскому огороду, шёл между толпами прохожих необычный человек в обычном сером пальтишке и таком же картузике-кепке. Интересное впечатление: он одновременно всё замечал зорким взглядом и как-то неотлучно пребывал в себе… Я выхватил из кармана программу конференции и попросил дать автограф. «Наукових успіхів!» – улыбнувшись, написал Поэт и пошёл дальше, незамеченный и непойманный тогда еще сравнительно наивной средой позднесоветского  мегаполиса…

Не будут с Бориса Ильича писать житие! Не был он святым в каноническом понимании слова. (А вот честную, чистую биографию – я мечтал бы о ней в перспективе… И думаю, что настанет та Украина, в которой воссияет истинный образ поэта). Да, так вот… Может, это уже вплетается профессиональная фантазия, но мне не раз думалось: существуют люди, обладающие так сказать, даром «мирского благословения». В смысле – начатое ими дело имеет несокрушимое продолжение, сказанное ими слово, говоря по-фольклорному –  становится «оберегом» на жизненных путях. (Они могут быть и атеистами , прости Господи – как Василь Сухомлинский, Антон Макаренко – педагоги, которых сейчас больше помнят Россия и мир, чем родная Украина). Был учитель в моём  селе на Киевщине, полвека назад организовавший один из первых в области краеведческих музеев. Уже разные ветры веяли, уже добавили туда толику бандеровского мусорка – но от первобытной Добраничевской стоянки до великого подвига Победы, до трудовых  свершений сельчан – всё, в основном, хранится… Такая эпоха! Такие бывают  люди!

Вот подобным полусакральным благословением, хочется думать, обладал и Борис Олейник.

Благословением, полагаю, которое не назовёшь расхожим - «с легкой руки»: скорее, по мудрому выражения его полтавского земляка, селянского философа Григория Сковороды – «аще любишь сладость, люби прежде горесть» … Но – прочное благословение! Этими горестями-испытаниями и закалённое.

…2005 год. Переполненный людьми главный столичный дворец – Палац «Украина». Михайло Шевченко дал мне полтора десятка билетов для студентов-литераторов – как они были рады и благодарны!.. 70-летий юбилей отмечался масштабно. Величественная оратория по поэме «Трубит Трубеж». Задушевное чтение поэзии неповторимым Анатолием Паламаренко… Множество ярких звезд культуры, из которых многие (и незабываемые, и забытые…) – уже далече… И конечно же, сам поэт с новыми стихами, которые негромко читал замершему пятитысячному (если не считать людей вне мест, – то и больше…) залу. Читал характерным хрипловато-легким голосом, чётко и медленно выделяя слова, но не играясь в театральщину… И после шквала аплодисментов широко перекрестился, поставил точку на мероприятии: «… Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». Он прославился выражением: «Я – украинский (подчеркиваю), православный (подчеркиваю), коммунист (подчеркиваю)». В Украине (русская языковая норма, впрочем – «на Украине») – такого не понимали, не поняли да боюсь, не скоро и поймут! А вот Россия – поняла, осознала и простила свою историю. И если Василий Блаженный разрешает по соседству с собором находиться Ленину – то мы не умнее святого, правда?..

Россия – как Библия человеческой истории, всё в ней было. И пророки, и мученики, и злодеи. И праведность, и безбожие. И даже – Бог в безбожном государстве… В людях! Люди понимают уже, что это – единая Книга: бытие единого Отечества. И бессмысленно вырывать страницы или марать строки: отрастут снова страницы и прорастут буквы. Но это – уже другой разговор…

Да, Украина же с вандальской «декоммунизацией» и, пардон, дебилизацией народа, с ложью и беспамятством, возведенными в культ – пока не поймет, как понял далеко глядящий вперед Олейник, писавший в упомянутой автобиографической статье для русского читателя: не спешите осуждать солдата, который идет не в ногу со всеми – как знать, может быть, он слышит марши будущих времен…

Как-то удивительно, с «неправильными», неравными интервалами в несколько лет мерцала в моей жизни эта удивительная личность. Но – фатально, сказал бы, будь я древним греком…

В 2012 году назрели потребность и возможность выпустить мне книжечку избранных стихов моих разных лет – «Небесная твердь». Профессор Н.Костенко просмотрела рукопись, дала несколько советов и, наверное, – самый главный: обратиться к Борису Ильичу с просьбой написать … предисловие. «Він таке сонечко! Він не відмовить…».

А я-то задумался. Один знакомый талантливый и своеобразный поэт, также лауреат Шевченковской премии, как и Б.И.О., как-то сказал: «На пальцах одной руки можно пересчитать, кому Ильич предисловия написал!..» (у поэта, кстати, оно тоже было – в 80-х).

Борис Олейник согласился. И написал. «Поэзия как знак». Не буду уж цитировать комплименты Маэстро мне грешному (хотя это дорогого стоит), но полагаю,  ему заимпонировало, что я, при всех грехах моих – не предал нашу общую всенародную Память… Которая не бывает «выборочной», под «вкус и цвет» эпох…

А события ускорялись… Угрожающе назревала украинская катастрофа.

Грянул Майдан.

Не буду пускаться в подробности, скажу только, что выступления против повального безумия странной, инициированной Западом «революции» в Киеве стоили мне работы в моем любимом Киевском университете им. Т. Шевченко, университете святого Владимира. Где с 1987 по 2014 я прошел путь от абитуриента до доцента…

Думаю, трагедия Майдана укоротила жизнь и поэту, довольно крепкому потомку казаков и хлеборобов.

А в дни самого переворота мы «встретились» в Москве. По неисповедимому стечению обстоятельств на 19-22 февраля 2014 года в Москве была назначена русско-украинская конференция, посвященная 200-летнему юбилею Тараса Шевченко. От Украинского Фонда культуры, возглавляемого Борисом Олейником, поехала представительная делегация, более двух десятков человек: писатели, учёные, критики. Знакомились между собой, с российскими коллегами, общались на мероприятиях и в кулуарах.

Я познакомился с лауреатом главной украинской премии того года – закарпатцем Мирославом Дочинцем. Хочу упомянуть его известный украинцам роман «Вечник» – может, не в тему, но чтобы знал и российский читатель. Ведь в Москве вращаются переводы книжек то русофобской, то графоманской украинской публики, то вкупе той и другой  – шкляров, забужек, жаданов, андруховичей… А философская проза Дочинца – пожалуй, чуть ли не единственное вменяемое художественное явление, номинированное на столь высокую награду в бывшей УССР…

Как известно, все «договоренности между властью и оппозицией» в Киеве, подписанные президентом Виктором Януковичем в присутствии «европейских партнеров», были в очередной раз нарушены, вооружённые боевики пошли на штурм. Как позднее вспоминал премьер (уже бывший) Николай Азаров, полторы-две тысячи подготовленных вооруженных бандитов «защитились» буфером из 15-25 тысяч «мирных протестувальників». Некоторые безумцы привели на ночной Майдан даже детей… Вот потому не было разгона уличных беспорядков, и Майдан превратился в ад.

Одураченный народ получил то, что хотел. Сверг «тиранию», а вместе с ней – хоть относительные стабильность, порядок и благополучие. Теперь, через более чем 4 года, – даже то, что не хотел и чего никакие провидцы не предвидели… Но – «що вже балакать?..».

Борис Олейник, как и мы все, смотрел на огромный плазменный экран и понимал, что это – война. Что точка невозврата пройдена. Что рушится история, осыпается, как стена разбомбленного дома… «Югославский вариант», – горестно качал головой поэт. А он знал, что говорил… Печаль в его глазах была безмерна.

Нам сочувствовали, нас утешали… 21 февраля Посольство Украины в Москве отменило все наши мероприятия в связи с трауром. «Моторошная» пляска смерти началась. Безрадостная для самих триумфаторов «перемога»… Гробы на помосте Майдана, где недавно пели и танцевали… Пачки провокационных документов, принимаемых  в Верховной Раде «победителями»… Похоронные венки на киевской ёлке, которая стояла до августа 2014… Мир не видел доселе подобного абсурда.

Борис Ильич и так неважно себя чувствовал, а тут подался ещё больше. Его поддерживали под руки. «Двумя поддержан казаками…» – как в «Полтаве» Пушкина – полковник Палей. В доме-музее Пастернака сказал: «Эх, отут бы прылягты»… «Не надо, – говорю, – Борис Ильич. На этом ложе Пастернак… умер». «А, – печально улыбнулся – То хоч хытнуся, об одвирок головою зачеплюся та вдарюся. Обязательно!..». Спасительный юмор его не оставлял никогда… Но было невесело.

В ожидании отъезда мы, кто помоложе и погрешнее, безрадостно разливали стаканами водку в писательской столовой и молчали. «Да хоть не так демонстративно!» – возмущалась переделкинская официантка. Я протянул девушке киевский магнитик. «Це з Майдану!» – мрачно пошутил талантливый поэт и когда-то мой студент Александр Стусенко. «Это из Лавры», – объяснил я…

… Киев 23 февраля был непраздничным и небывало хмурым. В метро противно воняло горелыми шинами. Милиция разбежалась. Не разбежавшиеся цепляли на форму «евроленточки» – чтобы, не приведи Бог, не приняли за «Беркут»…

Дальше – много говорить, да мало слушать.

Весна уже в марте напоминала лето: можно было в футболке гулять. (И грибы в тот год, говорят, уродили. Всё, как готовило, смягчало: ох, впереди тяжко будет, пока укрепляйтесь…). Фонд культуры (а тогда это было  – как синоним к слову «Олейник») помог мне, уже благополучно безработному (и – аж полегчало, при всей личной драме – не тот уже стал главный вуз Украины…), поехать в Москву, отчитать курс о русско-украинских связях в МГУ имени М.В. Ломоносова. Вот и преподаю, слава Богу…

….За два года до переворота я брал интервью у поэта. «Мы выжили, потому что имели надежду», – запомнил его слова…

В нечастые мои приезды в Киев я обязательно заходил в уютный особняк Фонда культуры на улице Липской, чудесной аллее. Сейчас он – как сирота. «А, москвич!..» – шутил глава Фонда, радостно угощал кофе, конфетами, коньячком, расспрашивал о делах рабочих и семейных… Даже в самом плохом состоянии (в частности, остро нарастал диабет) - он не отказывал во встрече, принимал посетителей, выступал, беседовал, юморил, - всё, как всегда… Но чем дальше - яснее я осознавал, что  надорван он уже бесповоротно.

И уж последнее, что он подписал мне – «Избранное», добротный зеленый томик, изданный в рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов на русском языке в 2014 г. (ИПО «У Никитских ворот») и на той же приснопамятной конференции презентованный. Прекрасные переводы В. Середина, Л. Вышеславского, Л. Смирнова, Н. Котенко, Н. Ушакова, В. Крикуненко, Е. Нефёдова и других…

Буквы автографа – ещё твёрдые, хоть и двоящиеся, садилось его зрение, слабела столько написавшая рука…

И он придет с печалю мировою,

Момент, когда в края, где вечны сны,

В конце концов уйдет Последний воин

Великой и священной той войны…

Сын солдата той войны сам был солдатом. В войне ещё более, может, тяжелой - духовной. Войне за Правду. В которой и мы обязаны победить. И победим!..

30 апреля 2017 года Борис Ильич Олейник скончался.

Мне сообщил это сын из Киева, и я заплакал. А какой могла быть ещё реакция?..

Да-да, в большинстве календарных случаев на годовщину его ухода будет звучать: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!», 40 дней после Пасхи. Как всегда звучит на его любимый праздник – День Победы.

… В очередной мой отъезд в Первопрестольную Борис Ильич вынул пять двухсотгривневых бумажек, тогда еще что-то значащих, и вручил: «На, Сашко… Оце – зібрана тобі громадою тисяча… На дорогу».

Больше мы не виделись. И на земле уже не увидимся. От меня ему передали в Киеве белую розу…

«Громада», «мы», «род», «народ», «Родина» – были для него святыми словами, твердым веществом, а не колебанием воздуха или печатными знаками. Вряд ли кто после него скажет столь мощное «мы» от столь мощного «я»…

Борис Ильич, остаюсь должником…. Буду отрабатывать здесь… На нашей святорусской земле – сколько судит Бог.

Но между нами – как говорят зодчие, «безбарьерное пространство». Между нами всеми: отцами и детьми, предками и потомками – от казаков-нетяг, селян-гречкосеев до ветеранов, учителей, поэтов, рабочего всего люда; между родными русскими, украинцами, белорусами, сербами…Людьми.

Это пространство – бытие в Слове.

Низкий поклон Вам и вечная память! Благодарю за всё Вас.

Поэт и Человек… Учитель, чья целая жизнь – урок.

 Александр ЯРОВОЙ,

Москва, март 2018 г.,

фото – Оксаны МОСКАЛЕНКО

Наша справка.

Александр Степанович ЯРОВОЙ – поэт, прозаик, публицист, филолог и литературный критик, доцент кафедры МГУ им. М.В. Ломоносова с 8 апреля 2014 года, кандидат филологических наук.

Родился 24 августа 1970 года на Украине.

Закончил с отличием филологический факультет Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко (1992), аспирантуру там же (1995). Защитил диссертацию на тему: «Лиро-эпос Павла Тычины (Особенности поэтики)» по двум специальностям: «теория литературы» и «украинская литература». Работал в Институте филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (современное официальное название) с 1996 года до февральского переворота 2014-го, когда был вынужден оставить вуз из-за преследования по политическим мотивам. До этого преподавал курсы «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «История украинской литературы», «Современный украинский литературный процесс», «Теория и практика литературного творчества», был руководителем литературной студии, редактором-составителем ежегодного университетского альманаха «Сполучник» («Союз»). Член Национального Союза писателей Украины (поэт, прозаик, публицист). Лауреат нескольких украинских литературных премий. Награждён орденами преп. Нестора Летописца и преп. Илии Муромца Украинской православной церкви (Московского патриархата), Патриаршей грамотой РПЦ (за журналистскую деятельность в Пресс-службе УПЦ). Автор более 100 научных публикаций, четырёх художественных книг на украинском языке. Некоторые произведения переведены на сербский и немецкий языки.

На филологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова разработал и читает учебные курсы:

  1. «Русско-украинские литературные и общекультурные связи ХІХ–ХХІ веков» (для бакалавров русского отделения);
  2. «Актуальные проблемы постсоветского литературного пространства» (для магистров русского отделения),
  3. ведёт семинарские занятия по истории русской литературы 2-й половины ХХ века (дневное, вечернее отделения, иностранные студенты).

Сфера научных интересов: 

- тенденции и метаморфозы русской, национальных литератур в ХХ веке;

- проблемы объективного изучения советского литературного наследия;

- эпоха шестидесятничества;

- литераторы – диссиденты и эмигранты;

- художественная публицистика; общественная роль литературы;

- психология писательского творчества;

- литература и религия;

- современный литературный процесс России, Украины, Беларуси;

межкультурная коммуникация, методика преподавания иностранцам, популяризация идей Русского мiра.

Основная библиография

Научная

  1. Письменник у сучасній літературній ситуації. – Киев, 2007.
  2. Теорія і практика літературної творчості(Вступ). – Киев, 2008.
  3. Письменники про творчість і сучасність [(Писатели о творчестве и современности) – цикл интервью с ведущими писателями Украины]. – Киев, 2014.

Художественная

  1. Небо в нетрях (стихотворения) – Киев, 1995.
  2. Рік чорного півня (проза) – Киев, 1996.
  3. Чекання несподіванки (рассказы, повесть) – Киев, 1999.
  4. Небесна твердь(стихотворения разных лет) – Чернигов, 2012.

С 2014 года опубликовал около десятка научных и публицистических статей в российских изданиях («Литературная газета», «Общеписательская литературная газета»; журналы «Литературная учёба», «Наш современник», «Дон»).

Отзывы о творчестве Александра Ярового

«Александр Яровой – поэт с сильным голосом, своим видением мира, неплохой мастер.В его стихах пульсирует эпоха, а а раны мира в нём болят…Вековечные человеческие ценности, вековечный человеческий опыт имеют для поэта абсолютное значение.Прочитал стихотворения с восторгом…Поэт сочетает ум и талант».

Юрий Мушкетик, украинский романист, глава НСПУ в 1990-х годах («На рушнике вечной дороги», 1995)

 

«Александру Яровому, как и немногим ему подобным, нынче нелегко, непросто.Прежде всего потому, что поэт он глубоко народный…Относительно качества – то Яровой стоит в ряду тех же немногих, кто определяет профиль современной поэзии, если брать по вершинам…

Обороняя солнечные полянки прошлого, он, впрочем, не рыдает над всеми его недостатками и грехами.А – что особенно нужно сегодня, - даёт позитивную программу грядущего»…

Борис Олейник, украинский поэт-шестидесятник, академик, общественный деятель («Поэзия как знак», 2012)

 

«А.С.Яровой был освобождён от преподавательской работы в Киевском университете в феврале 2014 года…Из-за развернувшихся на Украине политических репрессий этот опытный вузовский преподаватель, талантливый поэт и литературный критик вынужден был временно переехать в Москву…Следует отметить, что за полтора года пребывания в Москве он установил тесные связи с писательским сообществом, активно участвует в литературных мероприятиях, опубликовал в центральных литературных газетах и журналах ряд глубоких статей и рецензий…участвовал в подготовке изданного МСПС сборника произведений писателей Донбасса, ставшего заметным событием литературной жизни..»

Иван Переверзин (Москва), Председатель Международного сообщества писательских союзов (Из письма, 10 ноября 2015 г.)

вернуться к списку
Общеписательская Литературная газета № 4(101), апрель 2018

Последние обновления:

16.05.2018В Москве открылся Культурный центр Андрея Вознесенского http://m-s-p-s.ru/news/2730

15.05.2018Круглый стол: «Тема подвига в детском литературном творчестве» http://m-s-p-s.ru/news/2729

14.05.2018На скрижалях времени. По страницам литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век». http://m-s-p-s.ru/news/2728

13.05.2018. А полковник-то не настоящий! Поэт Владимир Кучерь (Москва) делится своими впечатлениями о XV съезде Союза писателей России. http://m-s-p-s.ru/news/2727

12.05.2018Леонид БОРОДИН: «СЧИТАЮ СЕБЯ РУСИСТОМ». Интервью главного редактора газеты «День литературы» Владимира БОНДАРЕНКО с выдающимся русским писателем современности Леонидом БородинымК 80-летию со дня рождения Леонида Бородина (1938-2011) (Из архива «Дня литературы» №4(68),  2002 г.) http://m-s-p-s.ru/news/2726

11.05.2018. Беспрецедентное для постсоветских стран по уровню поддержки писателей и литературы Постановление подписал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. Многие российские писатели мечтают о чём-то подобном. Правда, когда наше государство в лице советника Президента России В.И. Толстого предложило на XV съезде Союза писателей России избрать председателем Союза Сергея Шаргунова, большинство делегатов с негодованием отвергли это предложение, лишив себя и обещанной материальной помощи.Странные люди – наши писатели (прежде всего, делегаты Съезда): с одной стороны постоянно упрекают государство в отсутствии помощи, а с другой стороны «плюют в руку», предлагающую эту помощь…  http://m-s-p-s.ru/news/2725

11.05.2018. Народный поэт Узбекистана Сирожиддин Саййид возглавил Союз писателей Узбекистана и будет воплощать в жизнь беспрецедентную по масштабам программу поддержки писателей, принятую накануне Президентом Республики.  http://m-s-p-s.ru/news/2724

10.05.2018. Станислав Куняев рассказывает о том, как Вячеслав Огрызко (главред «Литературной России») де-факто стал идеологом нынешнего Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2723

09.05.2018. Гениальная эпитафия Сергея Михалкова «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» – история создания. http://m-s-p-s.ru/news/2722  

08.05.2018Поэтессы-казачки представили свои стихи на презентации альманаха «Казачка» – первого в истории России поэтического сборника женской казачьей поэзии. Читайте репортаж об этой презентации, а также исторический экскурс, посвящённый русским казачкам.  http://m-s-p-s.ru/news/2721

07.05.2018При организационной поддержке Нижегородской областной организации Союза писателей России подготовлена к печати книга «Гражданская война и Нижегородский край» http://m-s-p-s.ru/news/2720

06.05.2018. Новым председателем Союза писателей Казахстана избран поэт Улугбек Есдаулет. http://m-s-p-s.ru/news/2719

05.05.2018Известный прозаик, Секретарь Союза писателей России, вице-президент Международной ассоциации прокуроров Александр Звягинцев представил в Совете Европы фильм Константина Хабенского "Собибор", в котором сам выступил в качестве креативного и ассоциативного продюсера. http://m-s-p-s.ru/news/2718

04.05.2017Первое Всероссийское собрание маринистов – деятелей литературы и искусства. http://m-s-p-s.ru/news/2717

03.05.2018Вышел в свет первый в 2018 году номер журнала нижегородской писательской организации «Вертикаль. ХХI век» (№ 53, 2018 г.) http://m-s-p-s.ru/news/2716

02.05.2018Оренбургскую областную писательскую организацию возглавил Владимир Напольнов. http://m-s-p-s.ru/news/2715

01.05.2018Военные писатели в Доме Ростовых. http://m-s-p-s.ru/news/2714  

30.04.2018Своими впечатлениями о XV съезде Союза писателей России делится председатель Правления Волгоградской региональной организации Союза писателей России Александр ЦУКАНОВhttp://m-s-p-s.ru/news/2713

29.04.2018. Книга "Приключения барона Мюнхгаузена на Полюсе холода", написанная главным редактором «Общеписательской литературной газеты», поэтом, прозаиком и драматургом Владимиром Фёдоровым, успешно продаётся в Германии и других странах (через интернет-магазин Amazon).  http://m-s-p-s.ru/news/2712

28.04.2018. Новый издательский проект МСПС и Московской областной организации Союза писателей России – альманах «Казачка». http://m-s-p-s.ru/news/2711

27.04.2018Газета «Московский комсомолец» опубликовала рецензию на роман Ивана Переверзина «На ленских берегах». http://m-s-p-s.ru/news/2710

26.04.2018«Первые». Премьера фильма по пьесе главного редактора «Общеписательской литературной газеты» Владимира Фёдороваhttp://m-s-p-s.ru/news/2709

25.04.2018Вышел из печати очередной номер «Общеписательской литературной газеты» (№ 4, апрель 2018). Обзор номера и ссылка для скачивания. http://m-s-p-s.ru/news/2708

24.04.2018. Обзор литературного журнала «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» (журнал нижегородских писателей) № 52, 2017 год http://m-s-p-s.ru/news/2707 

23.04.2018. Русский мiръ в Риме. О выставке в Италии выпускников Академии Ильи Глазуноваhttp://m-s-p-s.ru/news/2706  

23.04.2018. Крепость талантов «Сухумской крепости». В МСПС прошла презентация сборника стихотворений поэтов Абхазии «Сухумская крепость» на русском языке, изданного в рамках литературного проекта МСПС «Поэты в переводах». http://m-s-p-s.ru/news/2705

22.04.2018. Два с лишним года продолжается разнузданная травля пятнадцати старейших и самых авторитетных писателей Оренбуржья. Что же ставят им в вину, чем они так насолили нынешнему руководству Союза писателей России? Об этом рассказывает оренбургский поэт Виталий Молчанов. http://m-s-p-s.ru/news/2704

21.04.2018. Депутат Госдумы и известный писатель Сергей Шаргунов выступил на всеармейском съезде писателей  http://m-s-p-s.ru/news/2703

20.04.2018. Библиотека имени Н.А. Некрасова открыла новый сайт своих оцифрованных фондов http://m-s-p-s.ru/news/2702

19.04.2018. Электронное издательство Bookscriptor учредило литературную премию http://m-s-p-s.ru/news/2701

18.04.2018. Историк Алексей Толочко: «История любит мерзавцев» (почему попытки пропустить украинскую историю через националистический фильтр во многом объясняет случившуюся в стране трагедию) http://m-s-p-s.ru/news/2700

17.04.2018. Писатель-орденоносец из Челябинской области Александр Ушков о событиях вокруг XV съезда Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2699

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Окончание статьи http://m-s-p-s.ru/news/2698

16.04.2016. Памяти поэта Бориса Олейника: НАЧАЛО ВЕЧНОСТИ. Начало статьи http://m-s-p-s.ru/news/2697

15.04.2018. Исполком МСПС поздравляет Андрея Дмитриевича Дементьева с вручением ему литературной премии Минобороны России! http://m-s-p-s.ru/news/2696

14.04.2018. Стартовал Всероссийский конкурс "Самый читающий регион" – 2018 http://m-s-p-s.ru/news/2695

13.04.2018. Международный литературный форум «Славянская лира-2018» (Беларусь-Россия-Украина) приглашает http://m-s-p-s.ru/news/2694  

12.04.2018. Памятник писателю Ивану Тургеневу установят в Москве в Хамовниках http://m-s-p-s.ru/news/2692

11.04.2018. В рамках издательской программы МСПС (проект МСПС «Поэты в переводах») в издательстве «У Никитинских ворот» издан сборник абхазских поэтов «Сухумская крепость» http://m-s-p-s.ru/news/2691

11.04.2018. В издательстве «АСТ» вышел сборник малой прозы 1-го заместителя председателя Союза писателей России, депутата Госдумы России Сергея Шаргунова «Свои». Среди героев — как знаменитые предки автора Русановы, так и совершенно посторонние люди. «Потому что все — свои. Потому что всех жалко». О памяти, «головоломке и наставнице», судьбе, ее превратностях и чудесах человеческой стойкости – беседа с писателем http://m-s-p-s.ru/news/2690

10.04.2018. Исполком Международного сообщества писательских союзов поздравляет легенду отечественной журналистики Мэлора Стуруа с 90-летием, желает ему многая благая лета и публикует его новую статью о необычных встречах в Лондоне с Анной Ахматовой и Мариэттой Шагинян http://m-s-p-s.ru/news/2689

10.04.2018. Новости премиального процесса: «Объявлен короткий список соискателей премии «Национальный бестселлер» - 2018» и «Опубликован короткий список номинантов литературной премии Норы Галь 2018 года» http://m-s-p-s.ru/site/41

09.04.2018. Илья Резник вызвал на поэтическую дуэль Андрея Дементьева http://m-s-p-s.ru/news/2688

07.04.2018. Законопроект о замене 50-летнего срока охраны авторских прав произведений, срок которых не истек к 1 января 1993 года, на 25-летний срок действия авторского права внесен в Госдуму депутатом Олегом Смолиным (КПРФ) http://m-s-p-s.ru/news/2687

06.04.2018. Что происходит с Домом Ростовых (усадьбой Соллогуба) - памятником культуры федерального значения? Ремонтируется ли он? Каковы перспективы усадьбы, в которой располагается Международное сообщество писательских союзов? Об этом - в трёхминутном репортаже программы "Вести" на главном телеканале страны "Россия-1"   http://m-s-p-s.ru/news/2686

04.04.2018. Награды победителям – издание книг в издательской программе МСПС!  Литературный конкурс имени Сергея Михалкова ждёт ваши книги http://m-s-p-s.ru/news/2685

03.04.2018. В рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов вышло собрание сочинений известного мастера слова Ивана Савельева http://m-s-p-s.ru/news/2684

02.04.2018. Не могу молчать! Член Союза писателей СССР (ныне России) с 1977 года Елена Иванова (г. Ставрополь) делится своими впечатлениями о XV съезде СПР http://m-s-p-s.ru/news/2683

29.03.2018. Без надежды на обновление. Член Союза писателей России из Оренбурга Александр Филиппов делится размышлениями об итогах XV съезда СПР http://m-s-p-s.ru/news/2682

29.03.2018. Известный писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов встал на защиту украинцев, спасающихся в России от преследования украинских силовиковhttp://m-s-p-s.ru/news/2681

29.03.2018. Мнение председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова о XV съезде СПР  http://m-s-p-s.ru/news/2680

28.03.2018. Поэт Диана Кан высказывает своё мнение о XV съезде Союза писателей России http://m-s-p-s.ru/news/2679

27.03.2018. Станислав Куняев отвечает Николаю Иванову на его заметку о съезде от 22.03.2018  http://m-s-p-s.ru/news/2678

20.03.2018 - 26.03.2018. Станислав Куняев о съезде так называемых "победителей" - XV съезде Союза писателей России:

часть 1 http://m-s-p-s.ru/news/2669 ;

части 2, 3 и 4   http://m-s-p-s.ru/news/2673 ;

часть 5  http://m-s-p-s.ru/news/2674 ;

часть 6   http://m-s-p-s.ru/news/2675;

окончание http://m-s-p-s.ru/news/2676 .

20.03.2018. Роман Ивана Переверзина «На ленских берегах» увидел свет во всемирной серии «100 лучших романов» в издательстве «Вече»  http://m-s-p-s.ru/news/2668

   
Адрес: Москва, ул. Поварская, 52
Тел.:+7 (495) 691-64-03
E-mail: povarskaja-52@mail.ru
создание сайтов
IT-ГРУППА “ПЕРЕДОВИК-Альянс”