СЛАВЯНСКИЙ МИР
  Опубликовано: 22.01.18

СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ И СЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ 

По академическому образованию я военный социолог. Как известно, социоло́гия – наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях функционирования и развития, социальных институтах. В 2014 году я написал книгу «Славянская идеология», в которой проследил историю развития международного славянского движения, его основные задачи и направления. Постараюсь выделить главные мысли этой монографии.

В мире этно-социальных идей существует строгая иерархия, которую можно выстроить по возрастающей: индивидуализм, национализм, цивилизационная идея (германизм, тюркизм, славизм и т.д.), расизм, интернационализм. Каждая из них имеет свои цели и задачи. Наиболее влиятельная – национализм[1] (фр. nationalisme) – идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Проявления крайнего национализма – нацизм, связанные с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Интернационализм (от лат. inter – между и natio – народ: международный) – идеология солидарности народов и рас. Для развития интернационализма создана Организация объединенных наций и другие глобальные институты. В Советском Союзе доминировало воспитание советского народа в духе интернационализма, непримиримости к любым проявлениям национализма и шовинизма.

Между этими антагонистическими идеологиями находится идея, стоящая на страже цивилизации. Русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа» (1868 г.) дал следующее определение цивилизации: это социальная общность, которая, обладая известной локальностью, единообразием условий существования, особенными связями и внутренними структурами, сложились в организацию, отличную от других по индивидуальным видовым признакам. Он выводит пять общих объективных законов цивилизации:

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою для того, чтобы родство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий – составляет самобытный культурно-исторический тип.

Закон 2. Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы входящие в нее народы пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого культурно-исторического типа.

Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, ее составляющие. Когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему.

По Н.Я. Данилевскому культурно-исторические типы соответствуют великим лингво-этнографическим семействам. Семь таких семейств: санскритское, иранское, эллинское, латинское, кельтское, германское и славянское принадлежат к арийской общности... Вся историческая аналогия говорит, следовательно, что и славяне могут и должны образовать свою самобытную цивилизацию, что славянство есть термин одного порядка с эллинизмом, латинством, европеизмом, – такой же культурно-исторический тип, по отношению к которому Россия, Чехия, Сербия, Болгария должны иметь тот же смысл, какой имеют Франция, Англия, Германия, Испания по отношению к Европе… Более или менее тесная связь, – будет ли то федерация, или только политическая система государств, – может и должна существовать только между членами одного культурно-исторического типа, и лишь искусственно и не иначе, как к общему вреду, может распространяться далее пределов того же типа... Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота. Всечеловеческой цивилизации, к которой можно было бы примкнуть, также не существует и не может существовать, потому что это недостижимый идеал, или, лучше сказать, идеал, достижимый последовательным или совместным развитием всех культурно-исторических типов...»[2].

Мир стоял, стоит и будет стоять на цивилизациях. Славянская цивилизация составляет ядро индоевропейской общности и базируется на прочном фундаменте, заложенном ванами/венами, венедами/венетами, киммерийцами, скифами, сарматами, является одной из основ современного многополярного мира. Славянское единство является главным условием её существования как культурно-исторического типа. Непередаваемость славянской цивилизации выводится из таких понятий, как «славянский дух», «славянский образ жизни», которые являются уникальными. Без сохранения традиционных ценностей не устоит и сама цивилизация. Через всю историю тянется кровавый след противоборства между германской и славянской цивилизациями, основателем которых был первочеловек Ман/Ван (гаплогруппа R1 зародилась в Сибири – арийском Семиречье). Асы и ваны, кельты и иллиры постоянно соперничали друг с другом и на территории Европы. Еще в начале нашей эры предки славян: ваны-секваны-венеды-венеты жили в Западной Европе, Париж именовался Лютецией в честь лютичей.

В образовании и увеличении территории германской цивилизации[3] христианизация Европы играла громадную роль. Папство направляло на славянские, прусские и литовские племена крестовые походы, когда одним немцам бороться с ними было не под силу. Ватикан заставлял браться за оружие не только немецких его вассалов, не только Данию, но и польского, и чешского королей. Папа предавал анафеме несогласных с делом онемечивания, как предал Святополка Поморского за его противодействие Тевтонскому ордену в Пруссии, обогатившего Германию в территориальном отношении за счет славянских земель. Епископ Абсалон, предводитель датского войска, всегда ходил не с крестом, а с секирою в руке. Первой приняла христианство от Рима славянская Карантания, первой была и онемечена. Печальный итог христианизации Славии свидетельствует: откуда бы ни приходила и по чьему бы почину ни совершалась в славянских землях римско-католическая проповедь христианства, она приводила всегда к политическому возвышению германизма, ибо проповедники всегда, наряду с единым Богом, проповедовали и единого папу, и единого императора; наряду с установлением церковных десятин шло увеличение престижа германского императора, если не окончательное ему подчинение. Совершенно справедливо замечание А.А. Котляревского, что Оттон Бамбергский, посланный в качестве миссионера к поморянам польским королем Болеславом, провозгласил в стране только немецкого бога – бога империи. Этот немецкий бог и положил начало погибели славянского Поморья. Хотя, по церковным сведениям, еще в 1751 г. в городе Люнебурге на севере Восточной Германии в храмах проводились богослужения на славянском языке – это уже были последние предсмертные вздохи некогда великой славянской общности. Как свидетельствуют средневековые хроники, в том числе и немецкие, под видом христианизации язычников шло их массовое убийство и ассимиляция. В итоге Западная Европа превратилась в кладбище славянских народов. Несмотря на частые восстания и неоднократные изгнания германцев за Эльбу, императоры Священной Римской империи вновь и вновь принуждали славян к покорности, отбирали у них землю и отдавали во владение немецким колонистам, баронам, графам и христианским монастырям.

А.Ф. Гильфердинг в брошюре «Памятники наречия залабских древлян и глинян» (1856 г.) пишет: «В первой четверти нынешнего столетия окончательно вымерла славянская речь в восточном углу Ганноверского королевства в Люховском округе, который до сих пор известен в народе под именем Вендланда, славянской земли. От языка славян, которые занимали этот край и носили название древлян на западе и глинян на юго-востоке осталось только несколько памятников, записанных между 1691 и 1786 гг.»[4]. «Немцы, – пишет немецкий историк Гебгарди, – обратили множество свободных вендов в крепостных рабов и подчинили их произволу богатых землевладельцев, присвоили их земли и т.д. Язык вендов угасал уже в XV в. Жители обращены были в немцев и сохраняли только два признака национальной своей обособленности и племенного отличия от немцев – крепостное состояние (Leibeigenschaft) и суеверие»[5]. Тоже произошло и на севере Италии в Венетии/Венеции. Как крестили восточных славян тоже известно. Саксон Грамматик писал: «Киев – краса и гордость Греции». Даже имена русские люди должны были носить греческие, чтобы у народа напрочь отшибло память о былом.

С ослаблением защитных функций славянского мира, входящие в него страны и народы быстро становились легкой добычей воинственных наций и исчезли с политической карты мира. В Средневековье насчитывалось 60 славянских народов, сегодня – 16. Еще в ХХ веке к славянам относили литовцев. На стадии исчезновения лужицкие сербы в Германии. Эту воинственность воспитывали западные философы. Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель – один из творцов немецкой классической философии – считал славян неисторической расой, судьбой предопределённой на духовное рабство у германской цивилизации и требовал для германцев всемирного главенства. Из философии Гегеля вытекает определение А. Гитлера: «Немцы – раса господ, славяне – масса рабов», которые должны были работать на третий Рейх и стать «удобрением для немецкой почвы». Отсюда стремление к мировому господству и у американцев – наследников и продолжателей дела германизма.

Славяне как могли противостояли этому германскому «давлению на Восток». Ярким примером славянского единства является Грюнвальдская битва с крестоносцами 1410 года, когда западные и восточные славяне соединили усилия для защиты своей земли. Славянскими федерациями были княжество Само, Великая Моравия, Славия, Киевская Русь, Россия, Речь Посполита, Чехословакия, Федеративная Республика Югославия, Советский Союз. В XIX веке певец славянской взаимности словак Ян Коллар написал: «Славянский народ стремится к своему первоначальному единству, как растение, достигшее своего цвета и плода, к своему семени и зерну. Славяне в наше время не только способны к общему союзу, которого не могут разорвать ни моря, ни земли и который невидимо обнимает все племена и наречия; славяне не только способны к такому литературно-духовному союзу, но он сделался даже для их большинства необходимой потребностью»[6]. Это стремление к единству славяне продемонстрировали и в ХХ веке. Включение славянской идеи в арсенал идеологической борьбы с нацистской Германией и её сателлитами принесло свои плоды. Славянское движение охватило все континенты. Только Американский славянский конгресс насчитывал 15 млн граждан США славянского происхождения. После победы во Второй мировой войне, руководство славянских стран активно поддержало идею создания Содружества независимых славянских государств, с которой выступил Советский Союз. Белградский славянский конгресс 1946 года определил цели и задачи этого движения, но славянская мечта так и осталась мечтой. Снова во главу угла была поставлена доктрина пролетарского интернационализма и мировое коммунистическое и рабочее движение.

Стремление к единству присуще славянам и в XXI веке. А какова в славянском движении роль современной России? Русский мыслитель Ф.М. Достоевский из XIX века напоминает нам: «У России есть две всемирно-исторические задачи: это славянство и православие». Как показал опыт Великой Отечественной войны, среди социальных идей для Советского Союза и России, как его преемницы, наиболее важными являются национальная – русская идея, цивилизационная – славянская идея и интернациональная идея, которые выражаются в близких и понятных словах: русские братья, братья славяне и все люди братья. Это великая Русская Тройка. Начавшееся после Победы игнорирование славянской политики, как внутренней, так и внешней, коммунистическим руководством Советского Союза, а затем и России, привело к тому, что почти все славянские страны оказались в сфере влияния германской цивилизации, граница которого в победном 1945 году проходила по Эльбе. За 70 лет НАТО и Европейский Союз обманом, подкупом и угрозами передвинули её на Донбасс, громогласно заявляя, что они будут защищать всех славян от российской агрессии. Увы, вся тысячелетняя история взаимоотношения славян и германцев, к сожалению, ничему не учит. Славянский мир переживает глубокий кризис доверия, к которому привела подмена славянской политики интернациональной, а славянских ценностей – общеевропейскими, т.е. германскими. Это вызвало всплеск национализма у западных славян. Польша возглавила новый славянский союз в виде Вышеградской группы, в которую вошли Чехия, Словакия, Венгрия. В него подтягивают Литву, Украину, чтобы воссоздать новую Рече Посполиту "от можа до можа" – голубая мечта польской шляхты. Оголтелая русофобия польских правительственных кругов преследует конкретную цель – унизить Россию, естественное ядро славянского мира. На Украине мечтают на месте Новороссии возродить Новую Хазарию с центрами в Днепре и Одессе и тоже видят в России главную угрозу для осуществления этой затеи. В Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговине к власти пришли люди, которые смотрят больше в сторону Брюсселя и Вашингтона. Теперь США и НАТО стали для них «основным гарантом мира» на Балканах после того, как разодрали Югославию, разбомбили Сербию. А Россия потихоньку сворачивает свои проекты, надеясь компенсировать потери в славянском мире укреплением взаимовыгодных отношений с Филиппинами, Бразилией и другими экзотическими странами. Судьба еле теплящегося Союзного государства, которое создали Россия и Белоруссия под давлением славянской общественности – наглядное подтверждение отсутствия политической воли к созданию славянского содружества. Лучом света в этих славянских сумерках были визит в Россию первой женщины-президента Хорватии Колинды Грабар-Китанович в октябре и президента Чехии Милоша Земана с 140 бизнесменами в ноябре 2017 г. Возможно это первые ласточки, предвещающие поворот в российско-славянских отношениях. Время покажет.

Что же делать в этой ситуации славянской общественности России? Сплачивать свои ряды и бороться за создание содружества славянских государств и народов. Н.Я. Данилевский по этому поводу писал: «Что касается внешних врагов славян, которые, при сочувствии и содействии внутренних врагов, в австрийской или австро-турецкой федерации могли сделаться столь страшными для них, то и они теряют свое значение относительно Всеславянского союза, сил которого хватит на то, чтобы и волос не смел упасть с главы славянской». Славя́не, несмотря на все натиски и ассимиляцию, и сегодня – крупнейшая в Европе этноязыковая общность (старо-слав. словѣнє, белор. славяне, укр. слов'яни, болг. славяни, серб. И макед. словени, хорв. и босн. slaveni, словен. slovani, польск. słowianie, чеш. slované, словацк. slovania, кашубск. słowiónie, в.-луж. słowjenjo, н.-луж. słowjany). Славянские народы живут на обширной территории Центральной, Южной и Восточной Европы вплоть до Дальнего Востока России. Многочисленные славянские диаспоры проживают в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян: 300-350 млн. человек; из них около трети – русские (133-150 млн.). Выделяются три ветви: западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (русские, русины, украинцы, белорусы).

 

По Всероссийской переписи населения 2010 года 80 процентов населения позиционирует себя славянами, но к сожалению, в России никогда не было полноценной всероссийской славянской организации. Написать эту статью меня подвигло письмо Владимира Петровича Податева: «В Хабаровском крае, где я сейчас нахожусь, при переписи населения в 2010 году русскими себя обозначили 91,8%, а украинцами – 2,1% в сумме получается, что в Хабаровском крае почти 94% славян, и лишь 6% не славян. Для какой цели нужно объединять большинство? Какова идеология? Я с большим уважением отношусь и лично к Вам, и к вашей деятельности по объединению славян в иных странах, но идея объединить славян в России, где их 80%, выглядит не совсем серьезно. Нужна идеология для объединения славян! Но идеология такая, чтобы это не восприняли как противопоставление себя остальным 20% не славян». Владимир Петрович не одинок в этом мнении. В России никогда не было славянской организации с отделениями в большинстве регионов. Славянские кружки создавали в столичных городах представители интеллигенции. И прилипшее к ним название – славянофилы указывает на чужеродность. Славянофилами – любящими славян – могут быть французы или перуанцы, а клясться в любви к себе в России? Вопрос самоорганизации славян – вопрос жизни и смерти нашей культуры и нашего генофонда. Как ни печально признавать, но история западноевропейских славянских народов свидетельствует: если будем бездействовать со временем вполне можем стать этническим меньшинством на своей же земле и вообще исчезнуть в пучине истории. Наглядный пример – братская Черногория. Вопреки воле народа, заменили кириллицу на латиницу, национальной денежной единицей сделали евро, в 2017 году насильно втащили страну в НАТО. Везде на рекламных щитах написано не Черногория, а на западный манер – Монтенегро. Так балканские черногорцы становятся монтенеграми. 

Некоторые ссылаются на самодостаточность русского движения. Но у русских общественных организаций свои проблемы. Ещё Ф. Достоевский писал о русской нации как о необыкновенном явлении в истории человечества. «Характер русского народа до того не похож на характеры всех современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и понимают в нем все обратно». И спустя век ничего не изменилось. Отсюда эта вечная русофобия, вечные страхи и стремление во что бы то ни стало покончить с русскими. Пока не получается, но ухо нужно держать востро и порох сухим. У казачества, ряды которого значительно поредели за годы советской власти – свои проблемы, для решения которых требуются сплоченность и большие усилия общественности. Государственные структуры славянскую идею тоже игнорируют. Институт славяноведения Российской академии наук никуда вести славян не собирается. А кто будет хотя бы на идеологическом фронте защищать интересы славянского мира, целостность славянской цивилизации, её культурные традиции и нравственные идеалы? В конце ХХ века опасность уничтожения славянской культуры заставило людей разных политических и религиозных взглядов объединяться в славянские общины. В 1998 году на Всеславянском съезде в Праге был создан Славянский комитет России. 24 марта 2012 г. в Москве на учредительном съезде была создана всероссийская общественная организация «Славянское движение России» как региональное отделение Международного союза общественных объединений «Всеславянский Собор», который в 2015 году сменил название на – Всеславянский Союз. В соответствии со статьёй 9 Закона об общественных объединениях России [Глава I] оно является не имеющим членства массовым общественным объединением. Высшим руководящим органом Славянского движения России является съезд, постоянно действующим руководящим органом – подотчетный съезду Славянский Комитет России, который, в случае государственной регистрации СДР, осуществляет права юридического лица в соответствии с уставом. В отличие от партий, общественное движение не ставит своей целью завоевание и осуществление политической власти, открытого контроля над ней. СДР занимается политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения уставных задач по укреплению дружбы и сотрудничества между славянскими странами и народами методами народной дипломатии.

СДР в своей деятельности также неукоснительно руководствуется ст. 28 Конституции Российской Федерации. Каждому его участнику гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Незыблемым для СДР является и положение Всеобщей декларации прав человека (ст. 19): «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Каждому участнику СДР гарантируется свобода слова и мнений. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» ("Конституция Российской Федерации", ст. 29)

Важной задачей славянского движения является возрождение культурных традиций. За стремлением подрезать историю России октябрем 1917 года, её крещением 988 года или днем рождения Христа, которое так и не удалось пока точно установить, явно просматривается неуемное желание лишить народ исторической памяти и традиционной культуры, и насадить свои, вопреки предупреждению Данилевского, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого культурно-исторического типа. Поэтому периодически летят назем с храмов колокола, а с рипейских маковок – кресты со всеми вытекающими последствиями, вопреки археологическим фактам: крест – арийский символ Гипербореи. Еще шесть тысячелетий до н.э. на территории России существовала самарская культура, символом которой тоже был крест. Она распространилась по Евразии от Тихого океана до Атлантики, в том числе и на Ближний Восток. Поэтому русский народ воспринял православную христианскую веру благосклонно.

19 декабря 2017 г. заседание Славянского Комитета России положило начало подготовке ко II съезду Славянского движения России. Главная задача СКР – продолжить структурное строительство, создать отделения в половине регионов Российской Федерации и зарегистрировать организацию в Минюсте РФ. Для этого необходимо создать координационные советы в каждом федеральном округе, крае, республике, которые бы отвечали за организацию отделений СДР в регионах. Условия их образования определены Законом об общественных объединениях: не менее трех человек собираются, протоколируют свое решение. Славянскую идею разделяют и поддерживают многие общественные объединения. Необходимо в организаторской работе опираться на общественные палаты регионов, общественные советы федеральных округов, Общественную палату РФ, патриотические и профессиональные союзы, на государственных, политических, религиозных и общественных деятелей, разделяющих наши взгляды. В этом направлении строят свою кадровую политику Изборский клуб патриотов, Международная Славянская Академия, Международная ассоциация славянских исследователей и другие организации. Важно объединить усилия, выявить в регионах лидеров, которые могли бы повести за собой. Поиск славянских общин выявил, что Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольские края лидируют по количеству организаций. Есть надежда, что подготовка к съезду будет способствовать развитию славянского движения на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке. Желаю всем успеха!

Н.И. Кикешев,

председатель Славянского комитета России,

академик Международной славянской академии

 

 


[1] На́ция (от лат. natio – племя, народ) – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность с единым языком и самосознанием.

[2] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 104. 

[3] В XXI веке народы германской группы населяют Центральную, Западную, Северную Европу и разделяются на две подгруппы – западную (немцы, австрийцы, люксембуржцы, эльзасцы, голландцы, фламандцы, фризы, англичане, шотландцы, ольстерцы) и северную (шведы, датчане, норвежцы, исландцы, фарерцы).

 

[4]Там же.

[5] Gebhardi. Geschichte tier Wendischen Staaten. I. Р. 156.

[6] Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

 

вернуться к списку
Общеписательская Литературная газета №1(98) за 2018 год
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24

ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ФЕВРАЛЯ

5 февраля – День Рунеберга в Финляндии

7 февраля – День памяти святителя Григория Богослова

7 февраля 1478 года – родился Томас Мор, английский писатель и государственный деятель

7 февраля 1968 года – умер Иван Пырьев, советский сценарист и кинорежиссёр

8 февраля 1828 года – родился Жюль Верн, французский писатель-фантаст

8 февраля 1998 года – умер Хальдоур Лакснесс, исландский писатель, Нобелевский лауреат

10 февраля 1938 года – родился Георгий Вайнер, советский писатель

11 февраля 1948 года – умер Сергей Эйзенштейн, советский сценарист и кинорежиссёр

14 февраля – Международный день дарения книг

14 февраля – День святых Кирилла и Мефодия в католической церкви

17 февраля 1988 года – умер Александр Башлачёв, советский поэт и рок-музыкант

19 февраля – День дарения книг в Армении

19 февраля 2008 года – умер Егор Летов, советский поэт и рок-музыкант

21 февраля – Международный день родного языка

26 февраля 1938 года – родился Александр Проханов, советский и российский писатель и общественный деятель

28 февраля – День народного эпоса «Калевала»

28 февраля 1978 года – умер Эрик Рассел, английский писатель-фантаст

 

 

ЦИТАТА ДНЯ

Виктор Петров:

"Смысл рифмуемых слов не столько в сказанном, сколько в некоей возвышающей его надмирности" .  

   
Адрес:
Тел.:
E-mail:
создание сайтов
IT-ГРУППА “ПЕРЕДОВИК-Альянс”