ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
  Опубликовано: 03.01.18

Что же такое роман-эпопея

 

Мои мысли не претендуют на полноту и безапелляционность и могут подвергаться сомнению.

В литературоведении нет однозначного мнения о том, по каким признакам определить, что вот эта книга - точно роман-эпопея, а эта - нет. Я же предпочитаю четкую трактовку понятия «роман-эпопея». Этот жанр должен обладать чертами эпоса и романа. От романа достается широкий круг персонажей, десятки сюжетных линий, сквозные темы, от эпоса - описание войн, баталий, исторические деятели, темы гражданской совести, национальной идеи, патриотизма.

Роман-эпопея пишется на стыке романа и исторической хроники, помимо маленьких личностей, чьи страсти, переживания автор живописует, показываются исторические деятели, панорама сражений, могут цитироваться документы.
Автор может делать большие лирические отступления, его мысль свободна и всеобъемлюща.

Таким образом, роман-эпопея - высшая форма прозы, доступная перу не каждого писателя.

На мой скромный взгляд, выше приведенной трактовке соответствуют в полной мере только четыре произведения – «Война и мир» Льва Толстого (4 тома, в которых жизнь героев протекает на фоне Отечественной войны 1812 года), «Тихий Дон» Михаила Шолохова (4 тома, в которых жизнь героев протекает на фоне Гражданской войны 1918-1920 годов), «Красное колесо» Александра Солженицына (4 тома, в которых жизнь героев протекает на фоне Первой Мировой войны), «Отверженные» Виктора Гюго (3 тома, в которых жизнь героев протекает на фоне революции 1830 года). С небольшими оговорками можно причислить к этому жанру «Живые и мертвые» Константина  Симонова (жизнь героев протекает на фоне Великой Отечественной войны), «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана (жизнь героев протекает на фоне Великой Отечественной войны), «Путь Абая» Мухтара Ауэзова (жизнь героев протекает на фоне восстаний казахского народа против российского самодержавия во второй половине XIX века) , «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл (жизнь героев протекает на фоне Гражданской войны в США), «Хождение по мукам» Алексея Толстого (жизнь героев протекает на фоне Гражданской войны 1918-1920 годов), «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея (жизнь героев протекает на фоне войны Англии с Наполеоном). 

Если присмотреться внимательно, во всех названных произведениях одна и та же, роднящая их, фабула. Обычные люди, такие же как мы с Вами, неважно, дворяне или крестьяне, люди абсолютно любого сословия и социальной прослойки, живут своими страстями, любят, размышляют, плетут интриги. Жизнь бурным потоком заносит их в водоворот глобальных исторических событий, будь то революция, война, восстание, освободительная борьба или любое другое социально резонансное событие. И вот уже наши маленькие в свете мировой истории герои едва не теряются среди личностей большого масштаба - полководцев, политиков, правителей. Но хороший романист-эпопеист никогда не оставит в стороне ни одну из многочисленных сюжетных линий романа, а в конце романа он вернет нас к своим маленьким героям. Суть романа-эпопеи хорошо определил Лев Толстой: это всегда война и мир, две стихии, в которых пребывают большие и маленькие герои, в одинаковой мере важные для автора.

Многие читатели относят к романам-эпопеям цикл Эмиля Золя «Ругон-Маккары» и «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси. По моему опять же скромному мнению это не так – для этих серий романов Ромен Роллан придумал термин «роман-река». Тома и части в романе-эпопее органически связаны, немыслимы друг без друга, в то время как романы из циклов Золя и Голсуорси можно читать вне связи друг с другом, как отдельные романы. А попытка назвать роман Джона Толкина «Властелин колец»  эпопеей вообще не выдерживает критики. Роман этот, конечно, монументальный, но он повествует о вымышленном мире и не имеет отношения к происходившим в реальной истории событиям.

Так, мы видим перед собой другой признак романа-эпопеи - историчность, реалистичность.

Еще один немаловажный признак любого романа-эпопеи - называемая или подразумеваемая в произведении объединяющая страну национальная идея. Национальная идея - это самый главный мотив, ради которого романист берется за эпопею.

Вот почему Толстой написал «Войну и мир»? Он хотел написать роман «Декабрист», потому что желал ответить на вопрос: почему люди бунтуют, как в 1825 году? Может, это заложено в русской душе? И написал начало романа. Но пришлось заглянуть вглубь истории, в 1805 год. Не сразу же бунтарство проявилось. 

Искал, искал в архивах, и декабристы ему стали неинтересны, потому что их идеи были чужими идеями, привезенными офицерами из Парижа в 1814 году, европейскими либеральными идеями. 

Не национальное это, не русская идея. А русская идея в чем-то другом.

И Толстой начал искать. Описал историю двух семей на фоне глобальных событий. 

И выяснилось, что русская идея – в любви к Родине, какой бы она, страна, в которой ты живешь, ни была, в целостности государства. Именно поэтому крестьяне не прельстились соблазнами французов и, прежде всего, защищали не господ, которые так и не дали волю народу, а свою землю, страну. 

Вот это русская идея. Сила русского характера – в стремлении биться за Родину до победного конца, сохраняя ее целостность. 

Вот почему эпопея об Отечественной войне 1812 года удалась: потому что Толстому удалось вытащить из пластов истории коренную идею русского народа. 

Почему Шолохов написал «Тихий Дон»? Он был коммунистом и хотел объяснить, как казаки пришли к революции, как влились в нее, хотел выяснить, заложен ли в казаках революционный дух. 

Начал писать роман «Задонщина» о корниловском мятеже как начале вливания казаков в революцию, но задача не дается. Истоки надо искать в 1912 году, когда казачество еще оставалось патриархальным. 

И вот что выяснилось, когда Шолохов описывал историю двух семей на фоне глобальных событий. Казаки не хотели перемен, все их устраивало, и деятельность Штокмана была незаметна, это хорошо видно в первом томе. 

Революция пришла извне и застала казаков врасплох: они привыкли защищать свою землю, это русская идея, но от кого защищать, когда брат идет на брата? И пошла бессмысленная бойня. 

И теперь главная задача, когда Шолохов вслед за Толстым вновь определил русскую идею, главная задача состоит в том, чтобы показать трагедию войны, что человек мечется и не может понять, с кем ему быть, и в личной жизни, и в политике. Так война дала миру русского Гамлета – Григория Мелехова. 

Как коммунист, Шолохов, вероятно, так не думал, считая по-прежнему, что национальной идеей стал пришедший из Европы марксизм, а вот на вопрос о русской идее ответил (только в романе, конечно же) именно таким образом: русская идея – защита целостного государства, в опасности, когда идет гражданская война. 

Так он ответил, потому что был не только коммунистом, но и художником. Есть два разных Шолохова: политик (вот почему он мало писал, ведь с 1932 года Шолохов состоял в ВКП(б), с 1937 года до конца жизни – депутат Верховного Совета СССР), и писатель. 

Русская идея заключалась не в революционности, чуждом понятии для русского человека. Русская идея состояла в стремлении защищать Родину, в масштабах, почти равных масштабам Российской Империи, вот почему именно на этом ставил акцент в своих выступлениях времен Великой Отечественной войны гениальный, не побоюсь этого слова, политик Иосиф Сталин. 

Вот почему мы победили в двух войнах 1812 года и в 1941-1945 годах, а в Гражданской войне проиграли самим себе. Потому что Гражданскую войну выиграть невозможно: от кого землю защищать? От себя? 

И в 1993 году мы проиграли без войны, потому что тогда была попрана русская идея. Нет целостной страны. 

Гюго, автор французской эпопеи «Отверженные», тоже искал свою, французскую, идею и по-своему ответил на вопрос о национальной идее. Так вот, он применял интересный прием, который, так или иначе, применяли Толстой и в меньшей степени Шолохов. Он соотносил Наполеоновские войны и революции во Франции с реальностью, показывал сходство и различие, говорил, что тогда народ шел за французской идеей, а сейчас, в момент написания романа, он лишился ее. 

Авторы эпопей всегда помимо романтической линии в жизни обычных людей, попавших в горнило войны, старались показать глобальные события и личность великого человека, стремящегося воплотить национальную идею, направляющую народ на ее воплощение. 

У Гюго это Наполеон, потому что он воплотил идею французского народа - Свобода, Равенство и Братство. Поэтому у Гюго это один из главных героев романа-эпопеи. 

У Толстого - Кутузов, потому что он направляет народ на воплощение русской идеи - защиту целостности государства.

У Шолохова это Корнилов, потому что его попытка переворота – это, как сказано в Корниловской программе, составленной им и другими офицерами в Быховской тюрьме, попытка противопоставить слабой власти либерального Временного правительства сильную, твердую власть, обеспечивающую целостность страны в границах Российский империи до 1917 года. Таким поборником русской идеи Корнилова видел Деникин, таким он предстает и в романе-эпопее «Тихий Дон», что вызвало критику со стороны всех представителей власти, кроме одного человека – Сталина. Именно Сталин разрешил печатать роман, несмотря на явный подтекст. 

Но эта русская национальная идея, замеченная еще Львом Толстым, захлебнулась в крови революции. 

А сейчас, в современной России, осколке великой некогда страны, случись что, найдется такой вот один из героев эпопеи? Вряд ли. 

Подобный Наполеону Гюго, Кутузову Толстого, Корнилову Шолохова, такой человек очень нужен России.

Аскар МУКАЕВ


Биография

МУКАЕВ АСКАР

(Казахстан)

 

Я, Мукаев Аскар Бактыгалеевич, родился 2 августа 1985 года в селе Затонное Илекского района Оренбургской области Российской Федерации. Учился в средней общеобразовательной школе в селе Затонное. Окончив 11 классов, учился в педагогическом колледже в городе Оренбурге, затем - в Оренбургском Государственном Педагогическом Университете. И колледж, и университет - по специальности "Учитель начальных классов". В 2012 году я приехал в Казахстан, в Астану. Устроился работать учителем начальных классов в гимназии № 83, где работаю и по сей день. Счастливо женат, воспитываю сына.

Стихи я начал писать в 9 лет, тогда это были примитивные творения незрелого автора. В средней школе бросил писать, но способность к литературному творчеству сохранялась. В 20 лет вернулся к стихам, стал писать по несколько стихотворений в день. Четыре года, с 20 по 23 год моей жизни, были самыми плодотворными. Мои любимые поэты - Есенин, Пушкин, Лермонтов, Багрицкий, Че Гевара. Многие мои стихи написаны под их влиянием.

Закончить автобиографию хотел бы словами моего стихотворения:
"Хочу, чтоб не было проблем,
Чтоб Счастье другом было всем,
Чтобы Любовь была законом,
Единым, вечным словом."

вернуться к списку
Общеписательская Литературная газета №12(97) за 2017 год
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24

ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ЯНВАРЯ

8 января 1878 года – умер Николай Некрасов, русский писатель

9 января 1908 года – родилась Симона де Бовуар, французская писательница

12 января 1628 года – родился Шарль Перро, французский писатель-сказочник

14 января 1898 года – умер Льюис Кэрролл, английский писатель-сказочник

15 января 1958 года – умер Евгений Шварц, советский писатель

16 января 1908 года – родился Павел Нилин, советский писатель

20 января 1938 года – умер Ефим Увражин, советский поэт

22 января 1788 года – родился Джордж Байрон, английский поэт-романтик

23 января – День ручного письма (День почерка)

23 января – День рождения Роберта Бёрнса – национальный праздник Шотландии

25 января 1938 года – родился Владимир Высоцкий, советский поэт

 

ЦИТАТА ДНЯ

Виктор Петров:

"Смысл рифмуемых слов не столько в сказанном, сколько в некоей возвышающей его надмирности" .  

   
Адрес:
Тел.:
E-mail:
создание сайтов
IT-ГРУППА “ПЕРЕДОВИК-Альянс”